Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №85/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ДОКУМЕНТЫ N 111 
 

Огульно штрафовать запрещено

В номерах 109 и 110 «Документов» мы начали публикацию нормативных актов и судебных постановлений по проблеме правомерности произвола контрольных инстанций в школах и иных бюджетных учреждениях.
В сегодняшней вкладке мы рассматриваем процедуру проведения административного расследования, а также публикуем решение суда, в соответствии с которым директор образовательного учреждения был освобожден от административной ответственности в связи с грубыми нарушениями проверяющими требований закона.

Кодекс РФ об административных правонарушениях (принят Федеральным законом от 30.12.2001 № 195-ФЗ, в ред. изменений и дополнений от 31.12.2002) содержит перечень случаев и оснований для проведения административного расследования при производстве по делу об административном правонарушении.
Административное расследование – предусмотренная законом процедура выяснения фактических обстоятельств предполагаемого правонарушения, которая является гарантией объективности выводов должностных лиц о наличии события правонарушения, а также виновности конкретного лица в его совершении. Для лиц, привлекаемых к административной ответственности, эта процедура является гарантией соблюдения его прав при привлечении к ответственности.
Так, основанием для проведения административного расследования при производстве по делу об административном правонарушении является возникновение необходимости использования специальных познаний в науке, технике, искусстве или ремесле и получения соответствующего экспертного заключения, а также совершения иных процессуальных действий.
Решение о проведении административного расследования принимается должностными лицами, уполномоченными в соответствии со ст. 28.3 КоАП РФ составлять протоколы об административных правонарушениях. В нашем случае это чаще всего главные государственные санитарные врачи городов, районов, государственные инспектора городов (районов) субъектов Российской Федерации по пожарному надзору, государственные инспектора труда.
Данное решение уполномоченными должностными лицами принимается в виде специального мотивированного процессуального документа – письменного определения – одновременно с решением вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Согласно требованиям ч. 3 ст. 28.7 КоАП РФ в определении о возбуждении дела об административном правонарушении должны быть указаны дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела, а также данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья КоАП РФ либо закона субъекта РФ, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.
Часть 4 ст. 28.7 КоАП РФ устанавливает, что административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.
Общие процессуальные сроки для проведения административного расследования составляют один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении.
Срок проведения административного расследования по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, может быть продлен вышестоящим должностным лицом только в исключительных случаях и на срок не более одного месяца.
Следует отметить, что согласно ст. 24.4 КоАП РФ лица, участвующие в производстве по делу об административном правонарушении, имеют право заявлять в письменной форме ходатайства, подлежащие обязательному рассмотрению судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится данное дело. Данное право позволяет подозреваемому в совершении проступка лицу письменно изложить доводы в свою защиту. По поводу данных доводов должен быть дан мотивированный ответ. Можно реализовать данное право, ходатайствуя о приобщении к делу документов, письменных объяснений очевидцев, иных доказательств, которые свидетельствовали бы о невиновности подозреваемого директора в совершении проступка, либо его полной непричастности к случившемуся, либо об отсутствии причинно-следственной связи между его действиями и наступившими последствиями.
Лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, принимают мотивированное решение об отказе либо об удовлетворении поступивших ходатайств, о чем письменно уведомляют заявителя.
Решение об отказе в удовлетворении ходатайства выносится судьей, органом, должностным лицом, в производстве которых находится дело об административном правонарушении, в виде определения (ч. 2 ст. 24.4 КоАП РФ).
Лица, рассматривающие дело об административном правонарушении, в случае удовлетворения письменных ходатайств, поступивших от участников производства по делу об административном правонарушении, либо в случае необходимости в дополнительном выяснении обстоятельств дела могут продлить срок рассмотрения дела, но не более чем на один месяц.
О продлении указанного срока судья, орган, должностное лицо, рассматривающие дело, также выносят мотивированное определение.
По окончании административного расследования уполномоченным должностным лицом составляется протокол об административном правонарушении в сроки, указанные в ст. 28.7 КоАП РФ, либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении. Указанные документы могут быть обжалованы в вышестоящий административный орган или в суд в случае несогласия лица, привлекаемого к ответственности, с выводами, полученными в ходе проведенного расследования, либо в связи с грубыми нарушениями установленной законом процедуры расследования, которые могли повлечь нарушение его права на участие в нем и отразиться таким образом на его результатах.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru