Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №84/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ПЕРВАЯ ПОЛОСА
ХОД КОНЕМ

Школьное золото проверят на пробу
С введением ЕГЭ медалисты будут поступать в вузы на общих основаниях

Соответствующий законопроект уже разработан Советом Федерации. По мнению законодателей, правила приема для этой категории абитуриентов должны устанавливать учредители: для федеральных вузов – Федеральное агентство по образованию, для региональных и муниципальных – органы управления образованием на местах.
В свое время законопроект получил положительное заключение заместителя председателя правительства по социальным вопросам Галины Кареловой и сейчас проходит согласование в правовом управлении президента.
Чем руководствовались законодатели, выступая с подобной инициативой?

Как следует из текста документа, Закон «Об образовании», принятый в 1992 году, не предусматривал льготы для медалистов при поступлении в вузы. Последним было предоставлено право самим устанавливать различные условия приема, вплоть до полной отмены вступительных экзаменов.
«Введение льгот в 1996 году Законом «О высшем и послевузовском профессиональном образовании» привело к резкому увеличению количества медалистов, – пишут авторы законопроекта. – С 1996 по 2003 год число обладателей школьного золота и серебра возросло с 41668 до 86800, в то время как с 1992 по 1996 год таких скачков не наблюдалось».
Как следует из текста законопроекта, после 1996 года снизилось качество подготовки медалистов. «Только 38% граждан этой категории в состоянии выдержать собеседование или профильные испытания». Так, в прошлом учебном году из 104 тысяч медалистов поступили в вузы 42 тысячи, в нынешнем
из 118 тысяч – чуть больше 45.
«Учитывая, что по ряду престижных специальностей: «юриспруденция», «экономика», «менеджмент» – складывается конкурс только среди медалистов, принятие данного законопроекта позволит большему количеству граждан реализовать свое право на получение высшего образования», – пишут законодатели.
Разделяют ли позицию авторов специалисты в области образования и те, кто им непосредственно руководит?
– С утверждением ЕГЭ, введением новой системы оценки знаний вопрос о медалях просто теряет смысл, – говорит директор Департамента по государственной политике в сфере образования Министерства образования и науки Исаак Калина. – Медаль должна существовать как средство поощрения за особые успехи в учебе, не более того».
Но пока еще преференции, предоставляемые медалистам при поступлении в вузы, остаются в силе, они создают немало конфликтных ситуаций в регионах, где проходит эксперимент по ЕГЭ.
– Представим себе, что, например, медалист получает 75–80 баллов и пользуется правом преимущественного поступления благодаря медали, – говорит заместитель министра образования Самарской области Виктория Прудникова. – А «рядовой» выпускник с 90 или 100 баллами вынужден уступить ему дорогу.
Примечательно, что медаль в сознании специалистов не отождествляется с высоким качеством подготовки. Свидетельством тому служат так называемые медальные комиссии.
– Несколько специалистов сидели, обложившись справочниками, – вспоминает Виктория Прудникова, возглавлявшая такую комиссию, – и зачастую подолгу не могли прийти к окончательному решению, ломая голову над каждым знаком препинания. Это был уже не конкурс медалистов, а конкурс специалистов.
С введением ЕГЭ и отменой сочинений в Самарской области медальные комиссии упразднили.
На вопрос о том, подтверждают ли медалисты свои знания на ЕГЭ, руководители органов управления образованием отвечают: в основном – да.
Как учатся медалисты в вузе?
– Очень многое зависит от того, правильно ли они выбрали специальность, – говорит Анатолий Гавриков, ректор Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого. – Медалисты имеют более широкую подготовку по сравнению с другими ребятами. Но если ты выбрал определенное поле деятельности, не надо все предметы вытягивать на пятерки, а лучше сконцентрировать свои силы на том, что тебе пригодится для будущего профессионального роста.
Анатолий Гавриков – сторонник отмены льгот для медалистов. «Когда эти льготы отменят, нам всем – и вузам, и медалистам – будет спокойнее», – говорит он.
Противоположной позиции придерживается Борис Ермошенко, ректор Кубанской государственной медицинской академии, председатель Совета ректоров вузов Кубани. По его мнению, «виноваты не медалисты, а отношение к ним системы образования»: с одной стороны, школьные учителя под давлением родителей натягивают оценки, с другой – вузы предъявляют непомерные требования к этой категории ребят.
– Я отрицательно отношусь к отмене льгот, – говорит Борис Ермошенко. – Всегда должен быть какой-то стимул учиться хорошо. Просто надо предъявлять объективные требования.
Похоже, предложенный законопроект практически обречен на успех – во многом благодаря ЕГЭ, а еще больше – благодаря тем настроениям, которые давно уже сложились в обществе.
– Никто сегодня не ставит вопрос об отмене золотых и серебряных медалей, – говорит руководитель Управления образования Новгородской области Владимир Аверкин. – А что касается объективности их присуждения, то не правительство и не Министерство образования и науки, а сами люди высмеяли их, исходя из жизненного опыта. Я очень рад, что законодатели среагировали на это. Поэтому истинный уровень знаний медалиста должна проверить независимая оценка ЕГЭ. И если он набирает необходимое количество баллов, он может поступать в вуз без экзаменов.

Ольга ДАШКОВСКАЯ


«Лица, окончившие с медалями образовательные учреждения среднего (полного) общего или начального профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, а также лица, закончившие с отличием образовательные учреждения среднего профессионального образования, которые имеют государственную аккредитацию, принимаются в высшее учебное заведение по результатам собеседования, за исключением вступительных испытаний профессиональной направленности, которые могут быть установлены высшим учебным заведением.
Указанным лицам, не прошедшим собеседование, предоставляется право сдачи вступительных испытаний на общих основаниях».

Закон «О высшем и послевузовском
профессиональном образовании»,
ст. 11, п. 3


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru