Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 80 
 

Андрей МАРГУЛЕВ

Педагогические раздумья: «Сколько вешать?»

Напёров В.А. Урок: каким ему быть.

Напёров В.А. Урок: каким ему быть.  – М. 2004

Книга директора Брянского кооперативного техникума В.А.Наперова «Урок: каким ему быть» обобщает многолетний опыт автора и его коллег по организации и проведению урока, а заодно и вообще учебно-воспитательной работы в родном учебном заведении. По крайней мере по замыслу.
Главное и бесспорное достоинство книги то, что ее публикация не нарушает принцип «не навреди» (с точностью до ущерба кошельку покупателя). Ну какой, в самом деле, вред могут принести такие, например, «меткие и точные фразы», которые, по утверждению автора, «помогли точнее сформулировать собственные мысли»: «”Кооперативы – это не только прошлое, но и будущее России”, “Кооперативное движение способствует осуществлению взаимопомощи, демократии, равенства, справедливости и солидарности”, “В единении – сила”, “Кооперативы – союзники мудрых правительств в деле служения интересам общества”» (с. 53). Да и захоти В.А.Наперов навредить – его постоянная поверка своего творения всевозможными «мудростями» и изречениями классиков загубила бы этот замысел на корню: «Как прав был Л.Н.Толстой, утверждая, что “педагогика есть наука опытная”. Соглашаясь, полностью поддерживая эту мысль, коллектив техникума избрал в качестве основного девиза в работе такой: “Ни дня без новизны. С надеждой – в новаторы!”» (с. 102).
Да, чтение этой книги совершенно безвредно, особенно на ночь, хотя от восприятия ее собственно содержания (в предположении наличия такового) порой слегка отвлекают некоторые особенности стиля.
В книге чередуются два стиля. Первый можно условно назвать школьно-показушным. Это когда взахлеб (что должно свидетельствовать о самозабвенной увлеченности) описывают какие-либо педагогические мероприятия, методы и приемы, сценки на уроках и т.д. При этом преобладают вдохновенно-удивленные интонации, широко используемые в рекламе, допустим, моющих средств, и эпитеты из специфического набора. Так, если у автора говорится об интересе, то он непременно «особый», «живой», «неподдельный»; разговор «заинтересованный», «откровенный», «волнующий».
Второй, «параллельный», вид – «партхозактивный». Что-то вроде: «Вопросам повышения эффективности работы производственных подразделений техникума, активного вовлечения студентов в реальную экономическую деятельность во время учебы была посвящена научно-практическая конференция. В ходе подготовки к ней изучались не только теоретические вопросы, но проведена и разнообразная практическая работа по совершенствованию деятельности производственных подразделений» (с. 34). Повествования в этом стиле часто весьма пространны, с множеством конкретных персонажей, похоже, действительно использовались материалы отчетных докладов.
Если бы не эти досадные обстоятельства, книга действительно в силу описываемых в ней историй ветхозаветной чистоты и простодушия имела бы педагогический эффект учебно-кооперативного Святого Писания. Вот откровения автора: «Наш учебно-производственный магазин (название – “Надежды Меркурия”. – А.М.), казалось бы, просто обязан работать прибыльно, ведь мы, преподаватели, студенты, хорошо знаем и постоянно учимся тому, как это делать. А магазин вопреки всему дает убытки. И вся стройная научная система рушится, потому что не учли одну банальную вещь: продавец оказался нечист на руку и торговал левым товаром, не был заинтересован в честной, прибыльной торговле. Устранили этот недостаток – и положение дел изменилось к лучшему» (с. 30). А вот – из откровений студентов-практикантов: «Я боялась, что меня вызовет к себе в кабинет директор, волновалась и переживала. О чем будет спрашивать? Может быть, даст дополнительное задание? А случайно встретившись с ним в коридоре, услышала: “Это наша новая практикантка? Очень хорошо!”» (с. 42). Или такая полная драматизма история: «Актовый зал, где царствовала нарядная елка, наполнялся участниками праздника. /…/ И вдруг мы с дежурными, встречавшими гостей, видим, как одна девушка упала на лестнице. Помогаем ей встать, а я, подняв отлетевшую в сторону туфельку, советую “Золушке” (она в прекрасном блестящем платье) не терять свои башмачки, ведь бал только начинается. Каково же было мое удивление, когда на следующий день узнал, что ребята вынуждены были буквально отнести на руках эту “Золушку” в общежитие. Она была, увы, пьяна, и мне пришлось подписать приказ об исключении ее из техникума за недостойное поведение» (с. 135).
Единственное, что меня смутило, – так это следующая фраза: «Важно научить самого преподавателя не впадать в депрессию в рыночных условиях, научиться управлять собой, преодолевать трудности, решать возникающие проблемы» (с. 80). Решать проблемы – да, но не впадать при этом в депрессию? По-моему, это просто невыполнимая задача. Потому что парой фраз ниже сказано: «Например, членами клуба будущих предпринимателей разрабатывался проект ликвидации убыточности действующего учебно-производственного магазина “Надежды Меркурия”».
Опять?! Кто ж в магазине работать-то после этого останется?..


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru