Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N 80 
 

Борис СОКОЛОВ

Что такое религия

Мень А. Магизм и единобожие

Мень А. Магизм и единобожие
М.: ЭКСМО, 2004

Главный труд о. Александра Меня по истории религии будет полезен не только на факультативных занятиях по религиеведению, но и при преподавании истории древнего мира и курса по мировой художественной культуре. Хотя автор – православный священник, к вопросам происхождения и развития религиозных верований он подходит с объективной, научной точки зрения, хотя его воззрения и не противоречат церковным догматам. Отмечу, что свою книгу автору, чья подвижническая жизнь и мученическая смерть хорошо известны, пришлось первоначально публиковать под псевдонимом, ибо писалась она во времена, когда пропаганда религии в СССР преследовалась. В предисловии академик Сергей Аверинцев особо отмечает, что о. Александр заговорил о многих вещах, связанных с религией, тогда, «когда нынешние его союзники или оппоненты молчали». Он горячо рекомендует труд Меня как одно из лучших исследований «тонких связей и отталкиваний между христианской и дохристианской духовностью».
Аверинцев также абсолютно правильно отмечает, что «область религиозной культуры по природе своей пограничная, не исчерпываемая до конца ни школьно-богословским или, скажем, религиеведческим, ни историко-культурным подходом. Религиозная вера и культура – вещи, по определению, различные, однако выступающие в единстве и лишь в единстве могущие быть адекватно увиденными». Меню как раз и удается такое видение. В предисловии он пишет: «На протяжении веков люди исходили несметное множество дорог и тропинок; они испытали и взвесили почти все, что в состоянии был охватить человеческий дух: от мироотрицающей мистики до богоотрицающего материализма. И лишь тогда, когда пути эти были пройдены и поиски исчерпаны, наступила, выражаясь библейским языком, «полнота времени». Миру явилось Откровение – величайшая тайна, человеку были указаны пути к совершенной жизни. Однако люди были свободны принять Евангелие или отвергнуть его. Свобода их осталась неприкосновенной».
В книге рассматриваются проблемы бытия и веры, познания мира, соотношение сотворения человека и эволюции всего живого на Земле. Христианство же рассматривается на фоне древнейших верований и магических религий Египта, Вавилона, Греции и других великих цивилизаций. Мень считает, что «принятие Азией буддизма, проповедь Евангелия в античном мире, экспансия ислама, реформация Западной Церкви стали подлинными вехами в жизни человечества. Даже сама борьба против религии есть косвенное признание ее значения. Влияние религиозной веры простирается от грандиозных социальных потрясений до интимных глубин человеческого сердца. И именно последнее составляет ее главную силу».
По мнению автора «Магизма и единобожия», «среди представителей науки и в прошлом подавляющее большинство не видело противоречия между религией и естествознанием. Напомним хотя бы имена Кеплера, Ньютона, Пастера. В наши же дни среди ученых речь идет уже о синтезе веры и знания». И Мень цитирует лауреата Нобелевской премии американца Чарли Таунса, создателя лазеров: «Цель науки – открыть порядок во Вселенной и благодаря этому понять суть вещей, которые мы видим вокруг себя, в том числе понять жизнь человека. Цель религии может быть определена… как постижение (и, следовательно, принятие) цели и смысла Вселенной, а также того, каким образом мы связаны с нею. Эту высшую целесообразную силу мы назовем Богом». Действительно, наука и религия не противоречат друг другу просто потому, что относятся к двум различным сферам, в идеале не пересекающимся, знания и веры. Об этом было известно еще в средние века творцам теории «двойственной истины». Но в последние десятилетия, и тут Мень прав, на практике вынужденно происходит синтез категорий знания и веры, поскольку объем знаний в последние десятилетия XX века возрос столь значительно, что даже при решении узко специальных задач многое ученым приходится брать на веру без проверки, или, иначе говоря, постулировать.
Можно согласиться с Менем и в том, что «оттого, что в наши дни уже не ходят на ипподром с пением молитв, как в Византии, и не топят еретиков в Волхове, как в древнем Новгороде, вера не пострадала, а только выиграла. Теряя связь с государством, она освобождается от балласта номинальных последователей». Превращение христианства в официальную идеологию чаще всего приводило к уродливым явлениям, отравляющим церковную жизнь». Отмечу, что автор книги воздает должное развитию современной религиозной мысли не только в православии (С.Булгаков, П.Флоренский, В.Лосский), но и в католичестве (Р.Гвардини, И.Конгар, К.Ранер), в протестантизме (К.Барт, П.Тиллих, Р.Нибур), в иудаизме (М.Бубер) и в индуизме (Ауробиндо Гхош).


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru