Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №83/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СОВЕТЫ ЭКСПЕРТА 

Дмитрий РАСТИМЕШИН

Как сохранить здоровье малышей?

Дмитрий РАСТИМЕШИН К счастью, подавляющее большинство родителей осознают, что основной целью школьного образования является не максимальное количество знаний в головах их чад и не удовлетворение маминых или папиных амбиций, а сохранение и укрепление здоровья детей. В редакцию приходят письма с вопросами о том, существуют ли какие-либо медицинские и иные ограничения учебных нагрузок для школьников, особенно в младших классах. Объясню.

Обучать детей в 1 классе следует с соблюдением обязательных для администрации любой, даже самой «продвинутой», школы требований, указанных в законе, а также в Санитарных нормах и правилах.
Учебные занятия, несмотря на перегрузку многих городских школ, можно проводить только в первую смену. У первоклашек может быть только 5-дневная учебная неделя. В день – не более 4 уроков продолжительностью не более 35 минут. Обязательна организация облегченного учебного дня в середине учебной недели. В середине учебного дня – обязательная динамическая пауза продолжительностью не менее 40 минут. Для детей, посещающих группу продленного дня, администрация школ создает условия для дневного сна, 3-разового питания и прогулки. В первом полугодии первоклассникам категорически запрещено обучение с использованием домашних заданий и оценок. Для них устраиваются дополнительные недельные каникулы в середине самой насыщенной третьей четверти.
В оздоровительных целях и для облегчения процесса адаптации детей к требованиям общеобразовательного учреждения в 1 классах применяется “ступенчатый” метод наращивания учебной нагрузки, который состоит в том, что в сентябре–октябре организуется только по З урока по 35 минут каждый, а со второй четверти 4 урока по 35 минут каждый.
В начальных классах плотность учебной работы обучающихся на уроках по основным предметам не должна превышать 80%. С целью профилактики утомления, нарушения осанки, зрения на уроках проводятся физкультминутки и гимнастика для глаз при обучении письму, чтению, математике.
Продолжительность непрерывной работы с бумагой, картоном, тканью, деревом и проволокой для учащихся младших классов на любых уроках должна быть не более 5 минут.
Домашние задания дают с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1 классе (со второго полугодия) – до одного часа, во втором классе – до полутора часов, в третьем и четвертом классах – не более двух часов.
Автор статьи отдает себе отчет в том, что в подавляющем большинстве городских школ, превратившихся в ярмарку тщеславия родителей, учителей, потенциальных вундеркиндов, указанные предельно допустимые с медицинской точки зрения нормы учебной нагрузки в младшей школе нарушаются.
А ведь 130 лет назад К.Д.Ушинский писал: «Нет сейчас педагога, который не сетовал бы на малое количество часов в школе». Но за истекшие полтора века методика преподавания и организация учебного процесса не стали больше соответствовать физиологическим возрастным особенностям детей. К сожалению, система реальных взаимоотношений между школой и родителями сегодня такова, что родители могут эффективно голосовать против чрезмерных нагрузок в престижной школе, только переведя ребенка в другую, более гуманную школу. И вопросом здравого смысла в любой семье остается выбор между здоровьем ребенка и престижностью школы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru