Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №80/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
ТОТ, КТО ЗНАЕТ БОЛЬШЕ НАС 

Александра БОЧАВЕР

Обидчивый, уязвимый и невыносимый

Угадайте, про что это: учителя жалуются, злятся и обижаются; родители удивляются, раздражаются и не спят ночами; дети прогуливают, со всеми ссорятся, напиваются и влюбляются. Правильно – про подростковый возраст. Когда? Лет в 12. Что дальше? Юность.
Все знают, что отрочество проходит, однако пока приходится терпеть рядом одного, а тем более нескольких подростков, кажется, что этот ужас – навсегда.

Учителям известно: переход из 4-го в 5 класс – сложный момент: очень многое меняется. Вместо одной учительницы – много разных учителей и стилей преподавания. В младших классах отношение к учебе равняется отношению к классному руководителю: у хорошего – учиться нравится, у злого – не очень. С пятого класса отношение к предметам и учителям становится более разнообразным и определенным. Что-то нравится, что-то нет; к кому-то хочется ходить на факультативы, а чьи-то уроки нельзя не прогуливать; кем-то ребенок восхищается, а кто-то его раздражает. Происходящее соотносится с внутренним миром, оформляются интересы, и особое любопытство вызывают собственные чувства, мысли, поступки, их причины.
Ведь именно в подростковом возрасте формируется абстрактное мышление, когда наполняются смыслом самые разные отвлеченные понятия: от равновесия до млекопитающего, от любви до справедливости.
Почему это такой сложный период? Потому что он весь проходит под знаком поиска. Вся определенность детства теряется. Возникает самосознание, и под его растерянным взглядом пересматривается все – воспитание, ценности, иерархические отношения, режим дня. Главный вопрос, над которым бьется любой подросток, состоит в том, что же он за человек. Задача самоопределения в самом широком смысле слова – от особенностей внешности до нравственных принципов и профессионального выбора – стоит перед ним впервые. И хотя потом она будет многократно переосмысляться, в 12–16 лет каждый хочет ее решить раз и навсегда.
Подросток, по сути, ведом двумя стремлениями: к группе и к индивидуальности. Одно выражается в поиске значимой компании, которая определяется вкусами в музыке, одежде, времяпрепровождении, хобби; другое выглядит как противостояние привычной реальности, связанной с воспитанием: споры с родителями, конфликты с учителями.
Кажется, что он хочет заниматься только тем, что интересно, не бывать дома, поздно ложиться спать и нравиться себе. А на самом деле он изучает себя, а для этого нужно отстраниться от привычных правил, в первую очередь семейных. Но родителям трудно отпустить ребенка, и они часто хотят вернуть его, заставить, сделать послушным. Хотя ребенок скорее всего сам скоро вернется, просто ему нужно побыть одному и разобраться во всем.
Подросток не знает, какой он, и ищет ответы всеми возможными способами. Красивый или так себе, остроумный или туповатый, умный или глупый? Поэтому он так обидчив, уязвим и очень нуждается в похвале. Но ведет себя так, что невероятно трудно бывает найти для него даже одно хорошее слово.
В подростковом возрасте происходят «генеральные репетиции» длительных отношений, дружбы и любви. Еще поэтому подросток нуждается в большей свободе, и ему необходимо время от времени находиться вне контроля взрослых. А то, что он экспериментирует с собой и конфликтует с другими, – неизбежно и преходяще.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru