Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Музей (равно как библиотека или Интернет) – это маленькая модель культуры. И в том, как мы путешествуем по этим пространствам, проявляются базовые ценности того типа образования, который мы исповедуем.
Есть два принципиальных типа путешествий: по готовому экскурсионному маршруту (как в школе, где учебник подменяет живую культуру!) либо через свободное самоопределение путешественников.
Если мы приходим в музей, чтобы провести детей по готовому маршруту ("Посмотрите налево, посмотрите направо…"), – это значит, что и в школе мы предпочитаем двигаться по готовым траекториям.
И совсем другая история, если мы приходим в музей (заходим в библиотеку или в Интернет) с азартом исследователей: когда каждый ребенок прокладывает свой маршрут, является автором собственного движения. Тогда музей не просто источник какой-то интересной информации, не наглядное приложение к очередному школьному уроку, а удивительно точная образовательная модель "другой педагогики": не педагогики учебников, а педагогики собственного движения в культуре.

«И только наши отношения были фантастически прекрасными»
В поездке в другой город школьникам важны не музеи и галереи, а возможность неформального общения

Школа? Выставка? Опера? Театр? Для большинства детей это дежурная дань культуре, обязательная обуза. И наоборот: с какой охотой они отправляются в коллективные поездки! Причем по любым маршрутам, лишь бы подальше от родного города. Ради чего ребенок готов вытерпеть и «пыльную бабушку» из музея, и надзор своей непреклонной «классной»? Ответ прост: ради длительного и неформального общения с одноклассниками. Прекрасный шанс потренироваться в навыках самопредъявления и самоидентификации – личностно проявиться.

Девятиклассник-москвич по возвращении из поездки в Петербург рассказывает: «Мы укладывались спать под громовой разнос, который ежевечерне учиняла мне наша Ярославна. А утром просыпались от… естественно, от ее же крика. На завтрак была еда а-ля каша. И опять звенящий голос: пора на экскурсию. Мы садились в автобус в надежде отдохнуть, но только я начинал засыпать, как опытная рука Ярославны трясла меня. Поневоле приходилось смотреть в окно на архитектуру Петербурга. Меня очень рассмешила одинокая удочка, перекинутая через перила какого-то моста: где же рыбак? Это было самым сильным впечатлением, если не считать наших ночных разговоров в гостинице».
Ощущения подростка понятны, но не менее понятны и возгласы классной руководительницы: «Вести себя не умеют! Мне стыдно с ними ездить! Из-за таких вот невежественных «деток» у меня просто руки опускаются!» Где правда? В реальности или в педагогическом вымысле? Впечатления других участников этой поездки убеждают в необходимости считаться с реальностью:
«В эти четыре дня я спала всего 15 часов – жалко было тратить время на сон. Мы смеялись так много, что у меня и сейчас болят щеки. Если бы еще не эти экскурсии, где на нас орали, все время погоняли! Этот нелепый галоп по музеям не испортил моего хорошего настроения! Ведь между нами возникали такие странные новые отношения!»
«Я посмотрел за окно и вдруг подумал: как будто мы и не ездили никуда! Был ли этот спящий город? Отрезанные кудрявые волосы Пушкина? Экскурсовод, которого Егор принял за экспонат? От всего какое-то полуболезненное мутное ощущение. И только наши отношения в Питере были фантастически прекрасными».
«Реки пробираются по каменным каналам так невидно и так бесстрашно. Это наводило на меня ощущение другого времени. Самое главное – оно очень помогало мне петь, общаться, смеяться с одноклассниками».
«Эрмитаж, Петропавловка, Царское Село, Исаакиевский собор, Павловск, Кунсткамера… Везде мрачно и уныло, даже на Невском проспекте. Но вот мы зашли в «Идеальную чашку». Это кафе. Там было захватывающе интересно. Художник по имени Омар, которого мы сначала приняли за писателя, бесплатно рисовал портрет Зои и хвалил ее красоту, а мы смотрели, шутили и радовались».
Эти впечатления подростков могут показаться педагогу мелкими и незначительными в сравнении с его грандиозными планами по окультуриванию детей. Но неужели внутреннее преображение путешествующего ребенка ничего для него не значит? Если так, то и он, и дети становятся жертвами шаблона, согласно которому к культуре приобщают, едва ли не насильно ею пичкают.
   

Людмила КОЖУРИНА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru