Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №79/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ДРУГОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

 

Музей (равно как библиотека или Интернет) – это маленькая модель культуры. И в том, как мы путешествуем по этим пространствам, проявляются базовые ценности того типа образования, который мы исповедуем.
Есть два принципиальных типа путешествий: по готовому экскурсионному маршруту (как в школе, где учебник подменяет живую культуру!) либо через свободное самоопределение путешественников.
Если мы приходим в музей, чтобы провести детей по готовому маршруту ("Посмотрите налево, посмотрите направо…"), – это значит, что и в школе мы предпочитаем двигаться по готовым траекториям.
И совсем другая история, если мы приходим в музей (заходим в библиотеку или в Интернет) с азартом исследователей: когда каждый ребенок прокладывает свой маршрут, является автором собственного движения. Тогда музей не просто источник какой-то интересной информации, не наглядное приложение к очередному школьному уроку, а удивительно точная образовательная модель "другой педагогики": не педагогики учебников, а педагогики собственного движения в культуре.

Уроки викингов

Нередко под «расширением образовательного пространства» у нас понимают простой перенос учебных занятий за стены школы: урок в парке, в музее, на предприятии или в вузе. Тогда учреждения, по сути нешкольные, берутся за освоение педагогических технологий. А как же иначе? Где дети, там и методика! Но именно расставленные повсюду педагогические метки лишают нешкольные пространства их самодостаточной образовательной силы. Пример обратного влияния – Стокгольмский исторический музей.

Дело случая

Фрогестромская гимназия принимает ребят, которые по разным причинам не смогли успешно закончить обычную школу. У кого память плохая, кого-то выгнали за плохое поведение, а кто-то просто повзрослел раньше времени из-за собственных метаний и жизненных неурядиц. Ребятам от пятнадцати до восемнадцати лет. Они занимаются в гимназии только два дня в неделю, причем каждый – по собственному образовательному плану. А остальное время проводят на рабочих местах в городе: трудятся наравне с взрослыми людьми, но только в роли помощников, подмастерьев.
Волею судеб одним из учеников гимназии оказался ребенок сотрудника музея истории. Понимая, к собственному удивлению, что его сын учится в основном во время работы, он предложил всей гимназии принять участие в преобразовании экспозиций музея – музей как раз закрывался на реконструкцию.

Закономерные результаты

«Если честно, сначала мы немного боялись, – рассказывает один из сотрудников музея, нам сказали, что придут около сотни ребят, да еще таких, которых из школ практически выгнали. Мы думали, они станут вести себя развязно, слушаться уж точно никого не будут. Ведь шестнадцатилетние – такие сложные люди! А потом... Мы так привыкли к ребятам! Многие остались у нас работать и после окончания основного проекта. Они постоянно что-то переделывают, с ними нельзя успокоиться и нам. Это чудесно!»
«Я работал в группе компьютерной графики, – делится впечатлениями гимназист. – Вообще-то я раньше никогда компьютерами не увлекался, а тут решил: почему бы не попробовать? Приступили к работе, а я почти ничего не умею. Пришлось усиленно заниматься в школе. Теперь я много умею, правда».
«Я всегда мечтала стать актрисой. А тут музей! Ну, думаю, совсем неинтересно будет. А когда стали формировать группу, я предложила сделать мини-спектакль об истории Швеции. Вот сегодня состоялся мой дебют».

Дебютировал, как представляется, новый подход к музейно-школьной педагогике.
В первом зале посетителей встречали одетые в национальные костюмы юноши и девушки и предлагали посмотреть пятиминутный спектакль одной из народных легенд. Веселое мудро-поучительное действо разыгрывалось прямо в зале.
А в следующем можно было залезть в домик древних викингов. Внутри не древняя утварь, не очаг. Лавочки, расположенные по периметру, и стены, на которых, как на экране, идет фильм о быте викингов. Но самое удивительное ждало посетителей в зале древней одежды. Как обычно, там стояли манекены, но без лиц. Голова есть, волосы есть, а вместо лица – белое полотно. Когда люди застывали рядом с ними в недоумении, у манекенов появлялись лица... юношей и девушек, которые встречали у входа. Напротив каждого манекена стоял диапроектор и направлял изображение слайдов прямо на белое лицо. Фотографии менялись примерно каждые тридцать секунд – удивительное зрелище! Вот стоит древний викинг и смотрит на тебя глазами пробегающего мимо парнишки.

После восторгов


Сегодня многие используют музеи для обучения детей. Педагогам кажется, что так легче работать: наглядности много, и стоит только все показать, как дети сразу станут образованными людьми. Да и работники музеев уверены, что именно для просвещения молодежи создаются многочисленные выставки и экспозиции. Вот и приводят в музеи детей целыми классами, читают им лекции...
Между тем заорганизованность, обязательность противоречат самой сути музея как института свободного, ненасильственного образования. Но мы приносим в музей школу: продолжаем одергивать детей, которые то пошли не в тот зал, то невнимательны к лекции экскурсовода, то забыли о предварительном задании.
Опыт Фрогестромской гимназии показывает, как можно организовать образование в самом обычном музее. Каждый ученик развивает свои возможности и способности и, обогащая свой опыт, делает мир вокруг себя интереснее и прекраснее. Разве не это цель образования?

Ольга ЛЕОНТЬЕВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru