Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №77/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА
ОЙ, ЗНАЮ!

 Рисунок Е.Рачева к сказке О.Кироги “Слепой олененок” (журнал ЦК ВЛКСМ “Мурзилка” №6, 1956 год)Тема сегодняшнего выпуска – обещанный разговор о проблеме сильных и слабых учеников: как быть с ними при групповой работе?
Для затравки вот какая история. Перед экспериментом на не-
стандартность мышления одним испытуемым показали знакомую кинокомедию, а другим – ничего не показывали. Из тех, кто смотрел кинокомедию, справились с заданием 75%. А из тех, кто не смотрел, – 20%. Из этого ученые сделали вывод, что хорошее настроение способствует творческому процессу и помогает находить нужные решения.
И вот теперь в самый раз представить: с каким настроением ученик принимается на уроке за очередное задание, если заранее считает, что справится с ним плохо, потому что учителями и одно-
классниками раз и навсегда в слабаки записан?
А стоит ли вообще переживать: сильные, слабые, кто с кем в какую команду попадет, кто каких знаний недополучит, кто какую тему якобы прохлопает и т.д. и т.п.? Решать вам, уважаемые читатели…

Недружный класс…
Что делать? Конечно, изобретать велосипед!

Сейчас детей все больше ориентируют на индивидуальные достижения: “самый умный”, “ученик года”, “лучший первоклассник”, “лучший выпускник”. В нашем школьном обиходе появились слова: “рейтинг”, “портфолио”. Родители и учителя чуть не с детского сада нацеливают ребенка на поступление в вуз как на главную жизненную задачу, а для этого необходимо обогнать всех, стать первым, лучшим.

Новая общность?

Возможно, мы на пороге новой общности учеников – не одноклассников, а соучеников.
Как-то раз я заменяла в элитном математическом классе заболевшего классного руководителя и была безмерно удивлена тому, что на туристическом школьном слете, тогда как другие классы умудрились общую уху сварганить, у нас не получилось даже общего стола: все дети одиноко жевали то, что принесли. “И списывать не дают”, – пожаловалась мне одна девочка.
Работать в классе “индивидуалистов” трудно. Когда я вела факультатив по театру в трех седьмых классах, подростки, поначалу посчитав новый факультатив ненужным и необязательным, использовали время урока кто во что горазд: пререкались со мной по поводу необходимости такого предмета, выясняли отношения между собой, демонстрировали свое негативное отношение и к театральному искусству в целом, и ко мне лично в частности. Но мало-помалу втянулись в работу.
Я изобретала свой велосипед. И потихоньку еду на нем, объезжая камни на дороге с помощью приемов, которые в огромном количестве подсказывает мне социоигровая педагогика.

Не просто соученики

Урок в девятом классе. Знакомство с законами драматургии. Никакого рассказа о драматургии я не начинала, а сразу, как только ученики разделились на группы, выдала им сборники пьес. Каждая группа должна была из своего сборника выписать на отдельные бумажки четыре интересные реплики. Сборники были самые разные: Островский, Мрожек, Шекспир, Олби.
Когда реплики были выбраны и выписаны, посыльные от каждой группы сложили их в “шапку” на учительском столе. После чего выбежали другие посыльные (под любым предлогом даю детям подвигаться) и вытянули по одной бумажке. То, что они вытянули, записали на доске. Получилось пять совершенно не связанных между собой реплик. В том числе: “Ну наконец-то на меня взглянула благосклонно Беатрис” и “Питер, хотите знать, что случилось в зоопарке?”.
Каждая группа получила задание придумать некую историю, используя только эти реплики в любом порядке. И не только придумать, но и показать. В процессе подготовки были задействованы тут же найденные среди одноклассников детали костюмов и предметы, находящиеся в классе. В ход пошел даже глобус. В результате мы увидели пять совершенно разных произведений. Тут были и детектив, и слезоточивая мелодрама, и пьеса абсурда, и даже школьная быль. Смотреть эти представления было очень весело, а играть, я думаю, еще веселее.
Что делали дети на уроке? Просто развлекались? Нет, они ненавязчиво входили в то, что называется драматургией, где главное – действие, а не слова пьесы. Слова могут быть одинаковыми, а истории совершенно разными.
На этом уроке присутствовали мои коллеги, педагоги дополнительного образования из школ города. Я попросила написать их в конце урока свои отзывы, но только так, чтобы все слова начинались на одну букву. Они страшно удивились, но, объединившись в несколько команд, написали потрясающие отзывы. Не стану скромничать и приведу один из них: “Популярно, потрясающе просто произведена попытка построения простых пьес подростками. Приветливый педагог порхала, подопечные пыхтели, погружались, понимали, потом показывали пьесу. Посмотрели, поучились, повеселились, попробуем потом повторить подобный полезный проект”.

Уморительные сценки

А недавно у меня был урок в третьем классе – первый в этом году. Захожу в спортивный зал, куда за отсутствием кабинетов нас посадили, и вижу такую картину. На длинной скамеечке, как воробышки, прижавшись, сидят шестеро мальчиков. Далее метр свободного пространства, а потом, так же тесно прижавшись друг к другу, сидят шесть девочек.
Ну, я сразу это безобразие устранила. Конечно, не дисциплинарными методами, а опять же специальными заданиями типа “пересядьте так, чтобы самый высокий сидел справа от меня, а самый маленький слева”. Потом – у кого самые большие ботинки и самые крошечные. Потом – кто самый старший и самый младший… Ну тут мы помучились немножко и про то, кому с кем не хочется сидеть, забыли.
В это время в зал стали заглядывать мои “театральные” дети – 9–11 класс (после этого урока у нас должно было быть занятие). Сначала
попросились “просто посмотреть”, потом стали участвовать в упражнениях.
Дальше нужно было встать в круг в алфавитном порядке (по первой букве фамилии) – начало алфавита справа, конец слева. Говорить нельзя, общаться только знаками. Это надо было видеть! И пальцами буквы показывали, и в воздухе рисовали, и даже “из себя” строили. И старшие, и младшие общались наравне. Более того, старшим нравилось, что они с малышами резвятся. А маленькие гордились, что они все делают не хуже больших.
Потом разбились на группы и придумывали сценки, а потом их показывали. Старшеклассники “режиссировали”. Сценки получились уморительные. В одной группе девочке подсказывали стихотворение “Утес”. Она, внимательно глядя на свою группу, серьезно повторяла: “…спит…облачко…погладили ее... чудовища!” (это утес-великан ей так страшно показали).
В другой группе мальчик повторял алфавит, группа показывала ему предметы, начинающиеся на первые буквы. В качестве “незнайки” выбрали мальчишку, который в предыдущем упражнении (“пересесть по первой букве фамилии”) заблудился и потом признался, что забыл алфавит.
В общем, получился хороший урок. Было весело, интересно, а главное – дружно. Третьеклассники потом спрашивали меня про старших: “А они к нам еще придут?” И моим “театралам” тоже понравилось быть вожатыми.
Совет для классных руководителей недружных детей: попробуйте поставить с вашим классом своими силами спектакль!

Алена НОВГОРОДОВА,
преподаватель уроков театра
школы № 32
г. Вологда

 


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru