Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №73/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N41 
 

Владимир СЕВРЮГИН

За журнальным столом

ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 5, 2004ЛИЦЕЙСКОЕ И ГИМНАЗИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 5, 2004

Объем информации, захлестывающий ребенка, безграничен, и учителя прилагают отчаянные усилия как-то его упорядочить, воспрепятствовать любому отклонению
от утвержденной программы. Жизнь бушует
и кипит, а в учебном кабинете энтропия приближается к нулю. В результате класс
не живет, не эволюционирует. Если бы детей держали в школе днями и ночами (мы, кстати, не так уж далеки от этого), наступила бы их интеллектуальная смерть.
Для того чтобы школьная группа эволюционировала, нужно, чтобы
в ней возник некоторый информационный «беспорядок». Внешняя информация, провоцируя его, способствует развитию и всей группы,
и индивидуумов, ее составляющих. Тем самым создается возможность нового порядка. Всевозрастающая усложненность привлекает новую информацию. Далее следуют циклические превращения, когда каждая очередная доля хаоса гармонизируется в новый космос.
Вся задача в том, как в изначальный установленный порядок внести некоторый беспорядок – он не только может быть допущен учителем, его желательно инициировать. Авторитарно установленный порядок
не имеет никакого смысла, если не может быть нарушен при первой же возможности. Для запуска нестабильности нужно вначале стать хозяином своего взгляда. «Не своди глаз с моей указки» – таков принцип традиционного обучения. «Верните себе ваш собственный взгляд» – этот педагогический девиз предстоит еще всюду отстаивать. Нужно, чтобы дети посмотрели на мир своими глазами. А учитель должен помочь им в этом.
В хаосе возможностей можно отыскать свой космос, найти место встреч с другими, подобными тебе, или/и отличающимися от тебя. Важно, чтобы в бесконечном разнообразии информации, встреч
и прощаний именно такая информация, такие встречи были бы интересны и ученику, и учителю. Благодаря таким встречам ребенок развивается, и, если взрослый хочет быть ему интересным и полезным, он сам тоже должен быть готов, должен хотеть развиваться. Если, конечно, ему удастся повстречаться с ребенком. Сколько раз вечерами учитель обнаруживает, что за целый день не встретил ни одного ребенка. Весь день он руководил, организовывал, исправлял, планировал, проводил мероприятия, поучал, и только...
Эти встречи, попытки взаимодействия, может быть, и есть та высшая необходимость, без которой невозможно настоящее образование?
Для этого нужен самый тщательный отбор взрослых, которые могли бы стать Учителями. И только в такой Школе юный гражданин планеты Земля может научиться выстраивать коллективные отношения. Вот почему так важно, чтобы круг, в котором находится ребенок, постепенно расширялся, преодолевая рамки класса и урока, соединяясь с другими кругами и сферами.
(«Педагогика мухи. Зачем нужен беспорядок». Бернар Колло, Франция.)

ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН. Т. 25, № 4, июль-август, 2004ПСИХОЛОГИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ РАН. Т. 25, № 4, июль-август, 2004

Проблема познавательных возможностей личности – одна из самых сложных, поскольку сначала необходимо понять,
как функционирует система с нежестким алгоритмом действия – человеческое сознание в условиях освоения нового знания. Согласно современным воззрениям
от одного человека к другому передаются не знание или мысль, а семиотические средства – знаки, т.е. мысль не передается буквально, а лишь, резонируя, возбуждает мысль другого. Роль знака в познании многообразна, но прежде всего он демонстрирует объект, вырывая его из смутного, нерасчлененного (следовательно, непознанного) потока действительности.
Технический прогресс порождает новые возможности
в перестройке системы образования, но они автоматически действительностью не становятся. Так, использование персонального компьютера в обучении школьников сразу не дает преимуществ
и не снимает трудностей традиционного обучения. Напротив, проблемы понимания особенностей строения и функционирования знаковых систем, используемых в образовательных проектах, опирающихся на компьютерные технологии, добавляются
к уже существующим проблемам познания.
Целью современной отечественной системы образования является воспитание личности творческой, следовательно, способной самостоятельно и адекватно реагировать на новую информацию, выделять в ней понятийный каркас, владеющей знаниями
о закономерностях развития и функционирования информационной среды. И здесь необходимо знать о негативных тенденциях
в информационной среде – эта проблема становится очень актуальной, если не самой главной.
Специалисты по информатике отмечают, что лишь небольшая часть статей в научных журналах мира представляет действительную ценность, а основной их части свойственно несовершенство текстов
в смысловом отношении. Для многих учебных текстов типичным является использование тяжелого, перегруженного специальной лексикой языка. Учебные и научные тексты, помещаемые в учебных книгах, на сайтах в Интернете, да и сам Web-дизайн, могут быть перегружены ненужной информацией. Таким образом, не только традиционные учебники и учебные пособия, но и новые учебные
(в том числе и компьютерные) средства обучения в недостаточной степени обеспечивают эффективное общение и информирование пользователей.
Как и десятки лет назад, в средней и высшей школе «узким местом» остается развитие навыков работы с учебными и научными текстами. Без свободного владения этими навыками невозможно самостоятельное освоение информационного пространства. Интернет и другие прогрессивные системы связи требуют таких навыков еще
в большей степени, чем обычное традиционное обучение.
(«Психологические условия организации процесса восприятия и понимания учебных текстов». А.С.Турчина.)

РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. № 5, 2004РУССКАЯ СЛОВЕСНОСТЬ. № 5, 2004

Образование, само являющееся феноменом культуры, не может состояться без опоры на культуру личности педагога. Слово – главный его инструмент – должно быть эталоном грамотности, образцом высокой культуры речи. Но часто ли учитель задумывается над тем, как весомо его слово? Содержательное и образное, оно расширяет кругозор ребенка; бодрое и уверенное – дисциплинирует; остроумное и меткое – зажигает творческий дух; гневное
и страстное – рождает в ребенке стыд и раскаяние. Все в этом слове важно. Все в нем требует гармонии, меры и внутренней обусловленности. Но иногда учитель, блестяще формирующий методическую ситуацию урока, разрушает свой авторитет допускаемыми в речи ошибками и неточностями.
Гармония мысли и слова – важнейший постулат для учителя. Легко испортить урок, поленившись подумать, как лучше выразить свою мысль, что именно сказать в данном конкретном случае; корень многих тяжких неудач наших – в неумении высказать свою мысль.
При подготовке и проведении урока надо помнить заповеди-рекомендации педагогу, сформулированные Г.О.Винокуром:
– избегай многословия;
– говори просто, понятно, доступно;
– всегда знай, зачем говоришь;
– избегай речевого однообразия;
– следуй высоким образцам. Ищи свой вариант речевого поведения;
– помни, что вежливость – основа успеха в любой сфере жизни человека;
– умей не только говорить, но и слушать.
Речь педагога должна быть еще и своеобразным эталоном нормированного произношения. Именно учителю принадлежит ведущая роль в формировании произносительной культуры устной речи школьников. По степени владения орфоэпическими нормами можно судить об уровне культуры речи педагога. Отступления от орфоэпических норм отвлекают от содержания речи, затрудняют общение и взаимопонимание. Именно произносительные ошибки вызывают недоверие к допускающему их в речевом общении. Более того, овладение орфоэпическими нормами можно считать основой культуры устной речи.
(«Для повышения кругозора». Л.П.Лунева.)

ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. № 8, 2004ВОПРОСЫ ФИЛОСОФИИ. № 8, 2004

Наша проблемная сфера – это мотивация притока молодого поколения в науку.
Но у выпускников в принципе нет четкого представления о том, что такое практическая сфера, а что такое фундаментальная сфера науки. Мы-то знаем, что это в принципе две ветви одного и того же: прикладная и фундаментальная формы научного знания. Современных молодых людей привлекают более широкие, по их мнению, возможности прикладных исследований по сравнению с фундаментальной сферой. Здесь даже вопрос не в том, идти в науку или нет, а в том, в какую сферу науки направить свои усилия.
Центр науковедения Института истории и естествознания им. С.И.Вавилова провел исследования представлений о научном российском сообществе, которые бытуют среди молодых людей. Выяснилось, что современные молодые люди хорошо осведомлены о содержании и методах работы научных коллективов, что они понимают, чем и в каких целях занимаются ученые, – интеллектуальная деятельность, интеллектуальный потенциал ученых вызывают у них глубокое уважение. Четкое негативное отношение у молодых людей вызывают личностные особенности ученых, их социальное положение и «бытовой имидж».
Нужно менять отношение  личности ученого, отойти от однобокого, крайне негативного освещения «нашего бедственного положения» и, может быть, впасть в другую крайность или хотя бы найти равновесие и больше показывать положительных примеров. Ведь наука реально существует, есть достижения, есть результаты. Мы должны транслировать позитивную установку, показывать конкретные примеры того, что человек, у которого есть интересы, имеет возможность самореализоваться, а это самое важное. А если мы будем говорить: «Все плохо. Я яркий пример неудавшегося человека» – наши ученики в любой сфере не пойдут по нашим стопам. Потому что преподаватель персонифицирует ту науку, которую он представляет. Тот образ, который связан с преподавателем, – это образ науки, о которой он рассказывает.
Что касается воспроизводства науки, то наука не погибнет просто потому, что это феномен культуры. Она естественным образом самоорганизующаяся система, которая будет существовать в новых организационных формах.
(«Российская наука и молодежь». Е.А.Володарская.)

ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 5, 2004ПРАКТИЧЕСКИЙ ЖУРНАЛ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ И АДМИНИСТРАЦИИ ШКОЛЫ. № 5, 2004

В министерском окружении придумывают всякие «пугалки». Главная «пугалка» – «американизация» российской школы. Современное образование так же можно назвать и «европеизацией», и «японизацией». Вот пример. У нас с помощью Интернета возникают коллективы, компании, в которых один парнишка живет в Японии, другой – в Калифорнии, третий – в России.
И российские ребята, в том числе деревенские, великолепно в такие компании вписываются. Современное образование – сетевая вещь: где-нибудь в Бразилии придумали ребята хорошую программу, провели по ней обучение у себя в стране – программа осваивается всем «международным сообществом» детей. Подобные программы придумывают в Китае, в России, в Соединенных Штатах, во многих других странах.
В России, например, сейчас делают великолепную программу для всего мира. Она называется «Простые слова». В каждом языке есть базовые слова, которые мы постоянно используем: «бог», «любовь», «ненависть», «жизнь», «образование»... Если внимательно посмотреть, то можно увидеть, что внутри каждого слова – целый мир!
Не кирпичик, из которого строится язык, а мир, который имеет исторические и культурные корни. Правильное понимание этих базовых слов есть основа того, что мы серьезно и правильно относимся к окружающему миру и к себе самим.
Мы определили пятьсот таких базовых «простых» слов, и по ним школьники всех регионов России пишут маленькие эссе. Все ребячьи работы заносятся в цифровой Банк данных и будут храниться вечно. Эта работа важна еще по одной причине. Когда мы переходим на межкультурные, межнациональные, межцивилизационные потоки информации, важно еще быть уверенным, что вы с японцем, с китайцем, с американцем понимаете друг друга. Языки-то разные, а внутреннее содержание слов «мать», «зависть», «счастье» примерно то же.
Сегодня Интернет использует так называемый английский язык, хотя, строго говоря, это его «дешевая американская версия». И он, этот язык, не способен объяснить базовые понятия, он в межкультурном общении не дает гарантии, что вы или я будем поняты собеседником правильно. Вот здесь на помощь собеседникам и придет наша программа «Простые слова». Сейчас у нас в базе данных уже более 60 тысяч сочинений российских детей. Сочинения пишутся по-русски. Мы открыли в Вашингтоне англоязычный сайт программы «Простые слова». Пытаемся об этом же договориться с японцами. Мы уверены, что это российское начинание пробьет себе дорогу и распространится по всему миру.
(«Вектор перемен». Академик Евгений Велихов.)

УЧИТЕЛЬ. № 4, 2004УЧИТЕЛЬ. № 4, 2004

На улице, в школе, дома детей подстерегают опасности, нередко угрожающие их жизни. Как уберечь и защитить себя и своих близких, не растеряться, не спасовать в сложной ситуации и в то же время не спровоцировать еще большей беды?
В 5-х классах школы-интерната № 38 Ростова-на-Дону был подготовлен и проведен классный час «Умейте всем страхам в лицо рассмеяться». Цель его – способствовать формированию у школьников твердого убеждения, что они сами в состоянии позаботиться о своей безопасности, адекватно оценивать сложившуюся ситуацию и действовать в зависимости от обстоятельств.
В ходе классного часа детям рассказывается о том, что в жизни часто бывают ситуации, когда нам становится страшно, что нет людей, которые ничего не боятся. Даже самые смелые герои честно сознаются, что испытывают страх. Но герои потому и стали героями, что сумели справиться со своим страхом, правильно оценить ситуацию. Страхов много. Практически каждый из нас чего-нибудь боится. Всегда ли страх – это плохо? А что если страх – это средство познания окружающей нас действительности, защита, позволяющая избежать встречи с опасностью?
После бесед о страхах, о поисках правильных решений в критических ситуациях дети вместе с учителем решают, что:
– прежде чем действовать, надо оценить свои силы. Если их достаточно, действуй сам, не теряя времени;
– если же твоих сил не хватит, а такие ситуации случаются даже со взрослыми, проси помощи и защиты.
В заключение урока школьники записали адрес Портала детской безопасности в Интернете «Спас-Экстрим»: http:/www. spas-extreme.ru. Зайдя на сайт, школьники научились искать ответы на интересующие их вопросы.
(«Умейте всем страхам в лицо рассмеяться». Л.Боброва, Ростов-на-Дону.)

РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 3, 2004РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ. № 3, 2004

В российском образовании был краткий период, когда казалось:
в застывшее и закрытое среднее образование вливается воздух свободы
и осмысления. Кинофильмы «Доживем
до понедельника», «Ключ без права передачи», статьи С.Л.Соловейчика
и многих других деятелей народного образования инициировали дискуссии, привлекали внимание к тем проблемам педагогики, которые нуждались в новых подходах. Появились термины «педагогика сотрудничества», «личностный подход», «игровые методы обучения» и еще много всего того, что дало толчок к реальному обновлению системы образования
и появлению в школах талантливых, незаморенных учителей.
К сожалению, этот период быстро закончился. Портреты реформаторов вставили в рамочки, и все постепенно возвращается на круги своя.
Почему так происходит? Возможно, из-за лени или страха перед новым, непривычным. Очень редко можно услышать на педсовете рассказ о том, какие новшества в своей работе пробовал применять учитель. Обманчивая простота классической формы урока затягивает. Чего уж проще: входить в класс, проводить опрос домашнего задания, объяснять новый материал в режиме монолога, закреплять этот новый материал (если осталось время), дать очередное задание на дом. Попробуйте сами в этом ключе позаниматься пять дней в неделю
по шесть уроков ежедневно!
Сейчас никто и ничто не мешает учителю проводить уроки так, как ему хочется. Готовить творческие уроки интересно, проводить – приятно, а если привлечь к подготовке урока учеников – вдвойне полезно. Для этого нужно только захотеть сменить маску сурового зануды на живое лицо наставника. И на какое-то время выключить свой внутренний счетчик, подсчитывающий, сколько и за что платят
и сколько уже за эти деньги переработано.
Собственно, смысл нашей работы все-таки не в том, чтобы прививать детям отвращение к предмету, а как раз в творчестве,
в умении увлечь детей уроком, сохраняя при всех обстоятельствах профессиональное достоинство.
(«Взрослая болезнь кривизны». Нина Иващенко.)

ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. № 2, 2004ОБРАЗОВАНИЕ И ОБЩЕСТВО. № 2, 2004

Самое главное, что нам важно осознать, – это необходимость преодоления целого ряда мифов, связанных с образованием.
И самый основной из них, настолько прочно утвердившийся в общественном сознании, что никто даже не подвергает его сомнению, может быть выражен в краткой фразе – «образование воспитывает и развивает». Социально разрушительная роль этого мифа в том, что в нашем сознании эта фраза настолько широко трактуется, что в сути своей сводится к ее смысловой подмене, из которой следует, что «всякое образование воспитывает и развивает».
И вот что чрезвычайно любопытно: образование, и притом любое, действительно воспитывает и развивает. Вопрос только в том – как? Если не всегда социально продуктивно, содержательно и нравственно, то конечно, и «воспитывает», и «развивает». Но если исходить из социальных потребностей общества именно в личности, способной к созиданию, с внутренней готовности реализовать в своей жизнедеятельности гуманные ценности, то это не только не так,
а и совсем не так.
Образование, не основанное на гуманных ценностях, не только не решает стоящих перед ним и обществом задач, а наоборот, существенным образом затрудняет их решение.
(«Дискуссия продолжается». Я.Т.Турбовский.)

ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 8, 2004ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ. № 8, 2004

Существует несколько точек зрения на цель дополнительного образования детей. А.Г.Асмолов считает, что целью дополнительного образования детей является формирование мотивации к познанию и творчеству. В.А.Горский в качестве цели дополнительного образования рассматривает социально-педагогическую поддержку личности ребенка. В первом случае мы, взрослые, определяем, что существенно
и необходимо ребенку, – мотивация к познанию и творчеству – и свою позицию обозначаем как приоритетную для развития дополнительного образования.
Безусловно, развитие мотивации к познанию и творчеству очень важная цель, но природа дополнительного образования прежде всего идет от потребности и интересов самого ребенка. Задача педагога – определить эти потребности и интересы, возможности и способности ребенка и содействовать их развитию. Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования в большей степени соответствует сущности дополнительного образования, поскольку предоставляет ребенку возможность свободного выбора содержания, форм образования, общения, досуга.
В дополнительном образовании, целью которого является социально-педагогическая поддержка, интерес ребенка – системообразующий элемент.
Социально-педагогическая поддержка основывается на гуманистических принципах воспитания, сформулированных О.С.Газманом:
– ребенок не может быть средством в достижении педагогических целей;
– самореализация педагогов – в творческой самореализации ребенка;
– всегда принимай ребенка таким, какой он есть;
– все трудности неприятия преодолевай нравственными средствами;
– не унижай достоинство своей личности и личности ребенка;
– не сравнивай никого ни с кем, сравнивать можно результаты действий;
– доверяя, не проверяй! Признай право на ошибку и не суди за нее;
– умей признать свою ошибку, защищая ребенка, учи его защищаться.
(«Социально-педагогическая поддержка личности ребенка как цель дополнительного образования». Н.А.Соколова.)

По материалам Государственной научно-педагогической библиотеки им. К.Д.Ушинского РАО.
Москва, Толмачевский пер., 3.
E-mail: gnpbu@gnpbu.ru
Internet: www.gnpbu.ru


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru