КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
И тут пришел заступник
Как обыкновенные люди становятся
необыкновенными киногероями
Дети мгновенно отыскивают его в любой
толпе. Но молчат, храня тайну, только еще шире
раскрывают свои всегда несоразмерные
обыкновенному взрослому человеку глаза. В них
отражается чудесное, долгожданное и неуловимое
существо – Настоящий Герой.
Постоянные поиски положительного героя в кино,
смешные в своей суетливости, трогательные в
своей неотступности, прекращаются, словно по
приказу, когда непосредственно приступают к
работе над фильмом. Затишье, реклама… и чаще
всего горькое разочарование. Кого только не
выдавали нам за настоящего героя!
Погоня за жизнеподобием, которая оказалась в
конечном счете поисками подобия себе, должна
была привести к плачевным для Героя результатам.
Ведь Герой по определению не может быть совсем уж
обыкновенным человеком. Ведь он – воплощение
мечты и надежды. Он отличается от обыкновенных
хороших людей, как отличник от «хорошиста»:
азартом и блеском победы. И не может быть «совсем
как в жизни». Потому что, как любил говорить
вгиковский профессор литературы Владимир
Яковлевич Бахмутский, Жюльен Сорель отличается
от любого реального молодого человека тем, что он
– литературный персонаж.
Кинематографисты ищут Героя в литературе, в
золотообрезной классике. Осовременивают, меняя
им время и место действия, сословие и право на
костюм.
Ищут там же, где их искала и находила литература
– среди исторических персонажей. Отблески их
славы расцвечивают рефлексами плоскость экрана.
Но несмотря на то, что исторические персонажи и
литературные герои практически никогда не
сходили с киноэкранов, настоящим героем
становился только кинематографический кентавр
– увиденное в прозе или драматургии, придуманное
авторами фильма ирреальное существо, которое
пронизано сиянием личности кинозвезды.
Литературный герой хорошо написан, театральный
– хорошо написанный, хорошо сыгран. В кино герой
является сразу и весь, не имеющий никакой иной
опоры, кроме соответствия актерской личности
эфемерному существу, созданному из фантазии
сценариста и режиссера. Это не значит, что
кинозвезды избавлены от печалей и радостей
обыкновенного человека. Но в кино нет и не может
быть обычных масок.
В киносказках, где маска героя – обязательный
атрибут сюжета, как в приключениях Зорро,
например, всегда есть чудесный и наивный обман,
своего рода договор со зрителем, который всегда
знает, кого скрывает маска… от других
персонажей. За редким исключением: например,
когда лучшее скульптурное изображение человека
в кино – Жан Маре – превращается в уродливого
горбуна в фильме «Горбун». Пришлось проделать
весь процесс на глазах у зрителя, чтобы он
поверил, настолько совершенно искусство
французского актера.
Таблоиды, настоящие «кухаркины дети» по качеству
своих интересов, не могут и даже не должны знать
эту главную правду о киногерое. Их дело – что
едят, что носят и сколько мусора производят
зависимые от них, подверженные всем человеческим
слабостям бедняги, которых они и их читатели
именуют «кинозвездами». Но слава Богу, весь
остальной мир видит «звезд» только в кино, где
они очищены от бытовой шелухи, скручены в тугой
пучок световой энергии, способной рассеять мрак
в самых отдаленных уголках души.
А.Баталов. Кадр из фильма “Дорогой мой человек”
|
Но и этим не совсем обыкновенным
существам нужен материал, из которого они делают
свое звездное дело. Не потому ли в Голливуде,
например, постоянно экранизируют не только
нашумевшие романы и пьесы, но и подвиги, снова и
снова обновляя и утверждая настоящего героя – от
самоотверженного пожарника до жулика, ставшего
настоящим героем только для того, чтобы
оправдать надежды своего маленького сына.
Герои приходят в фильм и к зрителю порой вовсе
неожиданно, с той стороны, откуда их никто не
ждал. Так, простой рабочий парень, бунтарь,
которого чуткие к потребностям времени
продюсеры нашли в актере Барте Ланкастере,
уступил место трагическому образу князя Салина,
сыгранного Ланкастером в фильме «Леопард»,
экранизации романа маркиза ди Лампедуза,
осуществленном герцогом Висконти. И «простой
американский рабочий», начинавший в фильмах с
говорящими названиями типа «Грубая сила»,
пришелся вровень двум этим итальянским
аристократам, двум гениям литературы и кино ХХ
века. И стал героем «эпохи перемен», будь то
переход Сицилии из феодализма в капитализм,
некрасивая и негероическая капитуляция древней
крови перед новыми деньгами и новой живучестью в
«Леопарде», или домашние молодежные бунты,
«насмешка горькая обманутого сына над
промотавшимся отцом», поиски отца настоящего,
хранителя семьи, имеющего право наказать и
помиловать в фильме-завещании Лукино Висконти
«Семейный портрет в интерьере».
Бывает, что они перемещаются с периферии сюжета и
фильма в центр. Порой неожиданно для авторов
фильма. Или в зависимости от того, кто, где и когда
смотрит фильм. Так, «носителем» героического
амплуа в советском фильме «Москва слезам не
верит» оказалась вовсе не победоносно
продвигающаяся по карьерной кривой героиня
Алентовой, а герой Баталова с его аррогантным
обаянием. Во всяком случае, для американских
киноакадемиков, давших этой картине «Оскара».
Потому что именно он возвращает героиню, а вместе
с ней и зрителя к простейшим нормам человеческой
жизни: не надо «крутить роман» с чужим мужем, надо
относиться к жизни и к любви как к дару.
Но есть и однозначные, безупречные герои. Первое
же появление на экране американского актера
Грегори Пека определило его амплуа и его будущих
героев. Конечно, редкая красота и обаяние,
спокойное мужество, неколебимое чувство чести,
свойственные этой личности, оказались
соответствующими и самой знаменитой его роли –
адвоката в фильме по роману Харпер Ли «Убить
пересмешника». Но эти качества были бы, пожалуй,
слишком литературными, если бы их не смягчал
легкий юмор Пека. И не оттеняло уж вовсе
уникальное чувство солидарности со всеми, кто
слабее него: от несправедливо обвиненного
чернокожего парня до собственных детей и
странного соседа «Страшилы Рэдли».
Кинематографические герои не пируют на Олимпе.
Пока титаны и боги Олимпа оспаривают друг у друга
власть и влияние на людей, герой живет жизнью
обыкновенного человека, неся при этом бремя
заступника беззащитных, красоты, свободы,
достоинства и чести.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|