Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №72/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ТЕРРИТОРИЯ РИСКА 
 

Сергей БАЙМУХАМЕТОВ

Если без поджогов, то не считается?

Но уже в каждом российском городе есть дети, больные алкогольным психозом

Фото ИТАР-ТАСС

Cредство для разжигания костра

Прокуратура города Брянска пресекла деятельность подпольной фабрики по производству самодельной водки. Фабрика исправно работала в течение года, от клиентов отбоя не было. При цене в московских магазинах от 80 рублей брянская бутылка шла за 20. Фабриканты разводили водой стеклоочистительную жидкость или средство для разжигания костра. И то и другое содержит ядовитые добавки диэтилфталата. Экспертиза, проведенная в Москве, показала, что от употребления такой жидкости через три месяца наступает летальный исход. Правда, опыты проводились на крысах…
Вот скажите, кем надо быть, чтобы покупать такую водку? Я не в осуждение, просто констатирую: вот в каком состоянии пребывают люди. А когда они постоянно в таком состоянии, когда им на себя наплевать, то чего и ждать от них, что требовать? Душевной отзывчивости, сочувствия? Говорят, в селе Павловском Воронежской области люди все-таки были поражены смертью человека, умершего от паленой водки. Наверно, потому, что им был десятилетний мальчик. Он и его старший приятель купили в местном ларьке полтора литра водки и почти всё выпили. Впрочем, будь водка даже чистой, такого количества десятилетний организм все равно бы не выдержал. Но несколько дней прошло – и забылось, затерлось. Потому что люди в таком состоянии. Тут не до жалости к другим.
В Воронежской области каждый шестидесятый житель на диспансерном учете как алкоголик. При этом почти половина населения – сельское. А на селе, чтобы попасть в зарегистрированные алкоголики, надо невесть что сделать. К примеру, полдеревни сжечь в приступе белой горячки. Всё остальное не считается. Все остальные – просто “шибко пьющие” или “пьющие не просыхая”. Никто из них никогда не считал и не считает себя алкоголиком. Алконавт – это если совсем бомж. Даже “белка” – если без поджогов и в первый раз – совсем не повод, чтобы записывать себя в алкаши, потому как случай есть случай, с кем не бывает…
В Брянской области куда хуже. Здесь каждый сорок пятый житель на алкогольном учете. Как раз между воронежскими и брянскими «победами» и находится средняя цифра по России: каждый пятьдесят третий – зарегистрированный алкоголик.

C кем не бывает…

По статистике, каждый россиянин в год выпивает 42 бутылки водки. То есть 3,5 бутылки в месяц. Выходит, на семью из трех человек: отец, мать, ребенок – 10 бутылок водки в месяц. Но пьют-то, к счастью, не все. А значит, количество алкоголя на долю пьющих увеличивается соответственно. Нас – 143 миллиона. Исключим 40 миллионов пенсионеров (те, кто пил, до пенсионного возраста не дожили), 30 миллионов детей (пьющих пока только пиво) и, допустим, 25 миллионов просто непьющих, в основном женщин. Доля оставшихся вырастает до 127 бутылок в год на одного пьющего. 11 бутылок в месяц! Какой организм это выдержит?
Так он и не выдерживает. В Брянской области за десять лет число больных “белой горячкой” увеличилось в десять раз. Но первое место среди спятивших на почве пьянки заняла Псковская область. Там самая дешевая водка в стране, которая производилась под непосредственным патронажем губернатора.
В целом по России за пять лет, по сравнению с 1999 годом, заболеваемость алкогольными психозами выросла втрое! Часто ли вы слышите о подростке, допившемся до “белой горячки”? На каждый город с населением в 100 000 у нас приходится 18 мальчишек и девчонок, больных алкогольным психозом.
В последние годы, в связи с усиленной рекламой пива, в обществе бытовало мнение, что пиво потеснит водку и в любом случае пиво – лучше водки.
В 1998 году Россия занимала 14-е место по употреблению пива. А в 2003 году – уже третье, после Великобритании и Германии. Но там пьют в основном пиво. А мы, увеличив реализацию пива на 71 процент, пить водку не перестали. Пиво только прибавилось к общему потоку алкоголя.
Взрыв общественного негодования слегка поумерил безудержную рекламу пива на телевизионных каналах. Но было уже поздно. Реклама сделала свое черное дело – пиво стало образом жизни.
В городе Долгопрудном Московской области провели обследование в рамках программы “Здоровье школы”: 84% мальчиков и 88% девочек употребляют алкоголь, причем 52% мальчиков и 73% девочек – лет с 12. Подростки входят во взрослую жизнь с потребностью в пиве. То есть они – зависимые.

Миф о необоримой силе

С русским пьянством бороться невозможно – кто из нас не слышал или даже не говорил такое? На самом деле это или полная бестолковость власти, или же специально насаждаемый миф, очень удобный власти.
Россияне ничем не лучше и не хуже остальных народов. Даже со всеми их природными и психологическими особенностями. Да, русские – рискованная нация в алкогольном смысле. Но русское пьянство, приписываемое менталитету и национальному характеру, – глупость несусветная. Нет никакого заклятия и проклятия над целым народом. Просто об этом почему-то никто ни взрослым, ни детям не рассказывает и не объясняет. Зато миф о русском пьянстве как о необоримой силе гуляет себе по свету. Как и другой такой же: мол, административными мерами алкоголизм не победить, тут необходим целый комплекс социальных мер. Красиво звучит! Но почему в Америке не отказываются от этих самых административных мер? Там во многих штатах в воскресные дни розничная продажа спиртного вообще запрещена. Представляете, какие деньги уплывают мимо водочных и пивных королей! И ничего, молчат. А уж запрет на продажу алкоголя несовершеннолетним (до 21 года) и вовсе нерушимая заповедь. И скандал с дочерьми Буша, по нашим понятиям взрослыми девушками, студентками, изобличенными в употреблении пива в общественном месте, – не показуха, а обыденность, норма. Попробуй продать ребенку банку пива или бутылку виски – да ни один продавец во всей Америке рисковать не станет! А у нас каждый мальчишка свободно покупает и идет по городу, прихлебывая на ходу.

Азбучные истины

Не думайте, что я – обозленный язвенник или ханжа-трезвенник. Я понимаю, что алкоголь – часть общечеловеческой культуры и запрещать его невозможно и глупо. Но одно дело, когда с алкоголем встречается взрослый окрепший организм, и совсем другое – подростковый. Раннее употребление стремительно разрушает организм, дает мгновенное привыкание и соответствующее потомство. Почему же тогда у нас до сих пор нет строжайшего запрета с уголовной ответственностью на продажу алкоголя детям до 18 лет?
Есть Кодекс РФ об административных правонарушениях, статья 6.10: «Вовлечение несовершеннолетнего в употребление спиртных напитков или одурманивающих средств». Есть постановление правительства от 19 августа 1996 года: «Не продавать напитки с содержанием этилового спирта более 1,5% лицам, не достигшим 18 лет». Ни один из них не выполнялся и не выполняется.
Значит, нужен закон о запрете продажи пива и других спиртных напитков детям до 18 лет. Такой, чтобы соблюдался по-настоящему, неукоснительно. Был обставлен всеми сопутствующими подзаконными актами, вплоть до статьи в Уголовном кодексе. Чтобы продавцов, нарушивших его, лишали права работать в торговле, а хозяев магазинов и ларьков – торговой лицензии.
Казалось бы, чего проще – принять такой закон и начать борьбу за его безусловное исполнение. Ведь мы умеем работать быстро. Как только наметилась в стране угроза банковского кризиса, в Думе тут же поднялась буча, и в течение месяца депутаты умудрились внести и принять соответствующие документы. Им есть что хранить в банках. Тут они мгновенно отреагировали. А вот закон о запрете продажи алкоголя детям до 18 лет бродит в недрах Госдумы уже два года. «Министерство здравоохранения РФ подготовило законопроект и соответствующие изменения в статьи закона об алкогольной продукции… и в несколько других законодательных актов. Но большинством голосов на одном из последних заседаний прежняя Госдума отклонила все эти предложения», – печалится главный детский нарколог России Алексей Надеждин.
«Прежняя Госдума» – та, что сдала полномочия аж в декабре 2003 года. Видите, какая неторопливость. Тянули до последнего. А потом, даже не выразив принципиального одобрения, не оставив на доработку и усмотрение новой Думе, попросту отклонили. Отбросили как ненужный? Почему?
Вариантов ответа много. Остановлюсь на трех. Первый: тогдашняя Государственная дума и тогдашняя власть вообще состояли из недоумков, которые не понимали элементарных вещей. Второй: тогдашняя Государственная дума и власть были куплены на корню пивными и алкогольными концернами. Третий вариант ответа обсуждается в обществе еще с советских времен: мол, трезвый народ никому не нужен. А вот народом бедным, запуганным, удрученным детьми-наркоманами и отцами-пьяницами, управлять одно удовольствие. Ведь алкаши и наркоши власти не досаждают, прав не качают. Как писал тихий лирик Владимир Соколов: «И не надо мне прав человека, я давно уже не человек». Нация расслабленных и немощных с вечного похмелья людей очень выгодна правителям. А на обслуживание месторождений нефти и газа из 143 миллионов населения всегда можно найти несколько тысяч трезвых и здоровых. Выбирайте, какой вариант вам ближе.

Дерзкая переделка

Новость: 9 июля 2004 года нынешняя Госдума приняла в первом чтении законопроект «Об ограничении розничной продажи пива». В статье 2 есть пункт о запрете продажи пива детям до 18 лет.
А 27 октября практически единогласно думцы проголосовали во втором чтении за закон, запрещающий распитие пива и других алкогольных напитков в общественных местах: на улицах, в парках и скверах.
Но обратите внимание! Важнейший для здоровья и жизни нации закон проскользнул тихо и неслышно, как мышь. Неужели такой же незаметной будет и его дальнейшая жизнь?
После рассмотрения Советом Федерации законопроект поступит на подпись президенту. Но хотя и пишется, что закон вступает в действие с момента его опубликования, пройдет еще немало времени, пока примут подзаконные акты об ответственности за его нарушение. Какой она будет? Уголовная или остановятся на символических штрафах – неизвестно…
И только потом начнется самое главное – борьба за то, чтобы закон исполнялся. Наверное, это будет самая настоящая война. Ведь каждый продавец вынужден давать взятки рядовым милиционерам, хозяева магазинов и ларьков несут дань кому повыше. И так далее, и тому подобное. И вот в таких условиях надо будет бороться за то, чтобы каждая продавщица требовала паспорт, продавая банку пива юноше или девушке. Но если этого не будет – ничего не будет. Все останется как есть. И давнее подозрение – а нужны ли российской власти трезвые и здоровые люди? – лишь подтвердится в очередной раз.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru