Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N68 
 

Елена КАРТАШОВА

Интеграция для всех?

Количество коррекционных школ в России сокращается, однако детей с разного рода патологиями не становится меньше. На конференции «Модернизация специального (коррекционного) образования лиц с ограниченными возможностями здоровья», организованной в рамках Российского образовательного форума (проходившего в мае в Сокольниках) стало ясно, что проблемы интеграции по-разному звучат и решаются для дошкольников, школьников и студентов с ограниченными возможностями.

Создать условия

По словам начальника Управления специального образования Министерства образования России Татьяны Волосовец, сейчас проводится «механическая» интеграция больных детей в массовые школы, где ребята не имеют условий и возможностей для получения полноценного образования. Больные дети должны учиться в зданиях, соответствующих специальным архитектурно-планировочным условиям. Для слепых и слабовидящих детей необходимо особое освещение и специальное оборудование. Для ребят с ослабленным слухом – звукоусиливающая и индивидуальная аппаратура. Для передвижения по школе инвалидов-опорников нужны расширенные дверные проемы, пандусы, поручни, лифты, специально оборудованные туалеты.
Между тем из двух тысяч московских школ только одна (!) полностью приспособлена для обучения ребят-инвалидов.
Помимо бытовых проблем у больных ребят в массовой школе возникают и серьезные психологические трудности. Причем вопреки расхожему мнению ребята проявляют больше толерантности к своим сверстникам-инвалидам, чем родители здоровых детей и учителя в массовых школах. Не стоит забывать, что в первую очередь ребенку-инвалиду нужен квалифицированный педагог, а учитель массовой школы не знает медицинских и психологических особенностей больных детей. Соответственно если интегрировать инвалидов в общеобразовательные школы, то необходимо проводить курсы повышения квалификации и переподготовки учителей. Однако качество современного дефектологического образования нередко вызывает сомнения.
В 1990 г. в нашей стране было только семь дефектологических факультетов. Сейчас их... 62. Возникает вопрос: кто же там преподает, откуда взялось столько специалистов? Согласно статистике среди современных преподавателей-дефектологов очень мало кандидатов наук, а профессоров вообще едва ли не единицы. Сегодня в вузах преподают в основном вчерашние логопеды из детских садов и школ. Безусловно, они обладают колоссальным практическим опытом, однако студентам нужны и фундаментальные теоретические знания по педагогике, психологии, медицине, а ими преподаватели владеют далеко не всегда. Особенно остро проблема подготовки молодых специалистов стоит на периферии. Там дипломированные дефектологи выходят из стен вузов фактически недоученными – им тут же необходимо проходить курсы повышения квалификации. По прогнозам Министерства образования, переход количественных изменений в качественные произойдет только через 5–8 лет; именно тогда настоящих специалистов-дефектологов будет достаточно.

Успеть до трех лет

На конференции была затронута и проблема дошкольного коррекционного образования. Совершенно очевидно, что чем раньше с больным ребенком начнет заниматься специалист, тем больше вероятность частичного или даже полного выздоровления. Многие дети не пришли бы в спецшколы и не испытывали бы серьезных коммуникативных проблем, если бы с двух-трех лет посещали коррекционные группы детского сада. Однако сейчас в дошкольных учреждениях занимается лишь каждый третий ребенок, главным образом это связано с неверной позицией родителей (изоляция больного ребенка от коллектива сверстников) и с высокой платой за детские сады.
Между тем учеными Москвы и Санкт-Петербурга разработано множество разнообразных методик для работы с детьми до трех лет. Например, есть программы, позволяющие заниматься с глухими детьми двухмесячного возраста. Эти методики могут успешно применяться в учреждениях образования и здравоохранения. Однако педиатры о последних достижениях в области дефектологии (а зачастую и вообще о работе специальных образовательных учреждений) ничего не знают. Отсутствие информации и соответственно оперативных действий может привести к усугублению патологии. На конференции в Сокольниках Т.Волосовец привела красноречивый и, к сожалению, типичный пример: жительница одного из регионов была вынуждена обратиться в Министерство образования с просьбой выслать адрес учреждения, способного помочь ее ребенку. И оказалось, что столь долго разыскиваемая школа находится не только в их городе, но и на их же улице.

Соблюдать закон

Не секрет, что большинство ПТУ и вузов не хотят, чтобы среди их студентов были юноши и девушки с ограниченными возможностями здоровья. Известны случаи, когда студентов-инвалидов под нелепым предлогом отчисляли из вузов буквально за несколько месяцев до выдачи дипломов, а абитуриентам-инвалидам зачастую отказывают даже в приеме документов. Разумеется, никаких юридических оснований на такого рода дискриминацию у приемной комиссии и деканата нет. Более того, согласно Закону «Об образовании» и Федеральному закону 1995 г. о защите инвалидов они имеют льготы по внеконкурсному приему и обладают правом на получение профессионального образования. Однако на практике эти законы реализуются далеко не всегда.
Чтобы среднее профессиональное и высшее образование стало более доступно инвалидам, на экспертном совете министерства решили организовать конкурс среди российских вузов на статус экспериментальной площадки. Итоги конкурса таковы: 21 экспериментальная площадка по начальному профессиональному образованию ПТЗ, 14 – по среднему специальному, семь – по высшему, причем пять головных вузов будут разрабатывать учебную и методическую литературу для профессорско-преподавательского состава и студентов.
В ближайших планах министерства – создать общую базу данных учреждений и организаций, работающих с инвалидами (а их уже более 100). Таким образом, можно будет максимально полно и оперативно информировать регионы о профессиональном образовании инвалидов.
На июньской коллегии 2003 г. было решено, что все вузы, которые в дальнейшем будут проходить капитальный ремонт или вновь отстраиваться, в обязательном порядке будут оснащены пандусами, расширенными дверными проемами, поручнями.
В 1991 г. был создан Московский государственный гуманитарный институт-интернат – вуз, изначально ориентированный на обучение инвалидов. Сегодня здесь учатся 250 студентов-инвалидов, а также здоровые ребята (для них плата за обучение составляет 24 тыс. руб. в год). Студенты МГГИИ учатся на факультетах книгоиздательского дела, прикладной математики, иностранных языков, юридическом и экономическом, в ближайшее время будет открыт и медико-психологический факультет.
Некоторые противоречия в высшем образовании для людей с ограниченными физическими возможностями отражает ситуация в Красноярском крае. Согласно данным на сентябрь 2003 г. в Красноярском крае обучаются почти 2900 студентов-инвалидов. Однако в четырех из двенадцати краевых вузов инвалидов принимают неохотно.
В то же время в крае наметилась устойчивая тенденция роста количества профессий, которым обучаются инвалиды. За последние несколько лет также были созданы специальные реабилитационные центры, помогающие инвалидам адаптироваться в студенческом коллективе.
Красноярский лицей № 1 является федеральной экспериментальной площадкой по подготовке слепых детей по специальностям мастер-швея и закройщик. Это единственное учреждение такого рода в крае. Обучение здесь проводится в щадящем режиме, что позволяет сохранять и корректировать здоровье детей.
Возможно, что путь осторожного экспериментирования оптимален для поиска путей интегративного обучения особых детей во всех образовательных учреждениях.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru