Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №69/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N68 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Еще раз о войне

В рамках V Всероссийского августовского интернет-педсовета в научно-просветительском центре “Холокост” состоялся круглый стол “Четыре года за четыре урока” (История Великой Отечественной войны в школе). В обсуждении приняли участие заместитель директора по научной работе Центрального музея Великой Отечественной войны Николай Якуба, директор интернет-проектов РАМИ “РИА Новости” Наталья Лосева, учителя истории из московских школ, ученые и методисты.

9 мая 2005 года страна будет праздновать 60-летие Победы в Великой Отечественной войне. Что беспокоит специалистов накануне большого события? Прежде всего то, что торжества по поводу знаменательной даты могут вылиться в показуху, в очередную кампанию с парадными шествиями и фанфарами, а многие насущные проблемы так и останутся нерешенными.
Одна из них состоит в том, что через 60 лет после разгрома коричневой чумы нацистские идеи в России живут и процветают: множатся ряды скинхэдов, прилавки завалены книгами о лидерах Третьего рейха, на стенах домов чернеют свастики.
Анализируя причины происходящего, большинство участников «круглого стола» пришли к выводу о том, что равнодушное отношение общества к этим позорным явлениям – не что иное, как закономерная реакция на официальную позицию, которая состоит в освещении «позитива» на страницах школьных учебников истории (массовый героизм советского народа, проявленный в годы Великой Отечественной войны, скупое перечисление дат, боев, имен). В то же время умалчивается правда о тяготах, лишениях, противоречиях тех лет.
«Дети очень хотят знать правду, и не столько ее парадную, «разрешенную» сторону, сколько оборотную, малоизвестную, – считает Ирина Алхазашвили, преподаватель истории из Центра образования № 548 «Царицыно». – Ребят волнуют именно те вопросы, на которые трудно найти однозначные ответы. Например: что заставляло советских граждан сотрудничать с гитлеровцами? почему Матросов воевал в штрафном батальоне? почему Зою Космодемьянскую сдали немцам «свои», советские крестьяне? почему Муссолини в молодости увлекался социалистическими идеями, а впоследствии примкнул к фашистам?»
Так какова же задача учителя в этой ситуации? По мнению доцента кафедры социально-гуманитарных дисциплин Московского института открытого образования Татьяны Коваль, современный учитель истории не вправе ограничиваться ролью «транслятора» правды, носителя истины в последней инстанции. Он должен создавать такие условия, чтобы ученики сами докапывались до истины далеких событий.
Главный акцент делается на изучение первоисточников, устных и письменных: от официальных (приказы и постановления правительства, сводки Совинформбюро) до фотографий, фронтовых писем из семейных архивов учеников, рассказов очевидцев. Все это помогает восстановить связь времен, приблизить события тех далеких дней, пережить их заново, облекая в судьбы конкретных людей – еще живущих или уже ушедших.
Свою лепту в изучение истории вносят интернет-технологии: по свидетельству учителя истории из школы «Бакалавр» Александра Драхлера, сегодня в Сети существует более 20 проектов, посвященных Великой Отечественной войне. Новый проект «Наша Победа. День за днем» открывает РАМИ «РИА Новости».
Учителя истории придают огромное значение внеурочной деятельности, потому что действующий учебный план предусматривает лишь 4–5 часов в 9 классе на изучение Великой Отечественной войны.
Елена Белозерова 30 лет преподает историю, и каждый год она готовит вечера памяти, приуроченные ко Дню Победы.
И эти праздники, которые во многих школах проходят как дежурные мероприятия, для нее и для ее учеников становятся поводом для того, чтобы разобраться в каком-то событии Великой Отечественной войны, провести свое расследование на заданную тему.
В этом году очередной вечер памяти был посвящен блокадному Ленин-
граду. Ребята нашли в архивах редчайшие сводки НКВД и СС о голоде, который царил в те годы в северной столице. А еще изучили малоизвестные факты из биографии ленинградской поэтессы Ольги Берггольц, которая во время блокады поддерживала своих земляков героическими стихами, а сама погибла в застенках НКВД.
Как подчеркивали собравшиеся, анализ неоднозначных событий, темных страниц и белых пятен истории отнюдь не умаляют патриотических чувств. «Война – это великая трагедия, когда одновременно с подвигами совершались и преступления, – таков главный вывод собравшихся. – Правда о войне – это сплав радости, горя, боли и стыда. Радостно, что мы одержали победу, но горько, больно и стыдно, что ветераны, которым мы обязаны жизнью и свободой, вынуждены влачить сегодня жалкое существование. Поэтому правда о войне – это правда о нас, о нашем современном обществе».


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru