Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Художник у конвейера
Учитель: ремесло или искусство?

 Марина БИТЯНОВА Профессор МГППУ, руководитель Центра психологического сопровождения образования “Точка ПСИ” Сегодняшняя школа напоминает ателье из репризы Райкина: один петли обметывает, другой пуговицы пришивает: учитель дает знания; классный руководитель воспитывает, по крайней мере должен; школьный психолог... ну, что делает школьный психолог, вообще мало кто понимает. А ведь все они работают с учеником, значит, должны ставить перед собой одну цель, представлять результат совместных усилий и тесно сотрудничать друг с другом...
Хочется как-то снизить пафос заявки в названии дискуссии. Вряд ли стоит противопоставлять так резко: или – или.
Искусство звучит привлекательнее, чем ремесло. Но к педагогическому искусству не подняться без ремесла, без умения творить.
Технологию и творчество противопоставляют часто. В соревнованиях по художественной гимнастике призовые места занимают крошечные девчушки, достичь технического совершенства можно к двенадцати годам. Их выступления безупречны, но есть ли в них чувство, красота гармонии тела и музыки? Та же проблема у виртуозов-музыкантов, владеющих немыслимой исполнительской техникой, но не достигших еще возраста осмысления той музыки, которую «барабанят».
С другой стороны, некоторые родители стали прятать талантливых детей от слишком активных педагогов и тренеров: таланту необходимо созреть, нечего выжимать его досуха уже в восемь – десять лет.
И то и другое – крайности. А в постижении педагогического мастерства нужно ориентироваться не на крайности, а на постепенное движение к вершине.
Можно и нужно создавать системы, в которых учитель вырастал бы до понимания педагогики как искусства. И первый вопрос на этом пути – о назначении всей педагогической системы. Что считать главным в работе с детьми: знания, компетенции, личностные новообразования школьника?
 Мы считаем главной задачей образования развитие ребенка. Причем задача эта должна быть определена и сформулирована для всей школы, для детей разных возрастов и разных групп (одаренные, дети с ограниченными возможностями и так далее), для каждого ребенка в отдельности.
Индивидуализация обучения в массовой школе – это миф. Она практически невозможна в условиях классно-урочной системы.
Очень важно и умение учителя использовать рекомендации психолога. Допустим, учитель знает, что у ребенка повышенная тревожность или малый объем внимания. Он даже получил очень подробные и толковые рекомендации психолога. И что с этим делать? Ведь их нужно учесть и соответствующим образом скорректировать свою работу с каждым ребенком. А их в классе двадцать. Или даже тридцать. Это уже искусство. Чтобы его достичь, необходимо овладеть огромным количеством техник, приемов, методов. Уметь лепить из них урок, каждый раз новый.
Искусство педагога начинается там, где учитель виртуозно владеет техниками, психологией знания, учебными задачами и при этом понимает, как все это работает на развитие ребенка. Одного знания технологии недостаточно. Нужно представлять себе, какие качества личности она развивает, как ее можно модифицировать, а от чего отступать нельзя.
С учителя спрашивают все что угодно, кроме развития личности его учеников. И если классный руководитель и школьный психолог еще могут так или иначе учитывать эту задачу, то у учителя-предметника практически нет стимула для развития личности ребенка.
Именно поэтому школьные управленцы должны создавать специальные условия для сотрудничества разных специалистов. По нашим наблюдениям, самая продуктивная форма такого сотрудничества – психолого-педагогический консилиум, где каждый взрослый, работающий с ребенком, может поделиться с коллегами своими наблюдениями и размышлениями. Только разные точки зрения на одного ребенка помогают создать образ, приближенный к целостному.
На консилиуме все участники учатся говорить на одном языке, формируется педагогическая команда.
Вопрос из зала. В этом случае в школе не обойтись без научных консультантов?
М.Б. Их участие необходимо лишь на этапе внедрения. Спустить такую модель сверху невозможно. Консультанты помогают создать систему изнутри, поддерживают и обучают управленцев. В школе консультанты должны работать не больше года.

Записала
Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru