Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №66/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

СОЛОВЕЙЧИКОВСКИЕ ЧТЕНИЯ

Как не стать отрицательным героем?
Профессиональные деформации в работе учителя

Ирина ХОМЕНКО Заведующая кафедрой педагогики и психологии семьи РГПУ им. А.И.Герцена автор сайта “Inter-Педагогика”.Термин «профессиональная деформация», или «синдром сгорания», впервые появился более 50 лет назад в Америке. Было замечено, что трансформация происходит не столько в профессиональной деятельности, сколько в личности человека.
«Наше занятие заявлено как мастер-класс, и я не думала, что придет так много людей, – честно призналась Ирина Хоменко. – Запланированный тренинг провести в такой аудитории невозможно. Придется изменить форму и подстроиться под количество людей в зале. Начнем с упражнения. Пожалуйста, напишите 10 признаков человека, которого вы могли бы идентифицировать как хорошего учителя».
Все схватились за ручки. С помощью зала был составлен список. Хорошего учителя слушатели видели раскованным, эмоционально стабильным, справедливым, профессиональным, демократичным, азартным, любящим детей, добрым, терпимым, с чувством юмора.
Второй учрежденный всем собранием список, печальный, выделял негативные качества учителя. Это было важно для определения, что же такое профессиональная деформация. Получилось вот что: учитель плохой, когда он – истина в последней инстанции, когда равнодушный, невротичный, несправедливый, стандартный, неопрятный, несчастливый… Зал дружно подсказывал: еще зануда, не умеющий слушать, самовлюбленный.
«Мы идем работать по призванию, помогаем другим людям найти себя и страдаем оттого, что общество не слишком расположено к нам, – сказала Ирина Хоменко. – Престиж нашей профессии не слишком высок. Хотя, как показали исследования и социологические опросы, влияние педагогов признается всеми, учителей вспоминают с благодарностью. Надеюсь, в зале собрались люди, не ощущающие в себе качеств из второго списка. Но как же так получается, что в школу приходят люди, искренне желающие работать, и вдруг часть из них превращается вот в таких отрицательных героев? Мы здесь для того, чтобы подумать о том, как сохранить в себе то, что является нормой для хорошего учителя, то, что нужно детям. Расскажите, как вам это удается, в чем ваш секрет непревращения в плохого учителя?»
Присутствующие наперебой стали предлагать свои варианты сохранения себя как личности. И в шутку, и очень даже всерьез. Чтобы остаться хорошим, следовало: отдыхать от детей, отдыхать с детьми, просто отдыхать, оптимистично относиться к жизни, не зацикливаться на работе, заниматься личной жизнью…
«Любая профессиональная деформация происходит тогда, когда профессиональное начинает доминировать над личностным, – объяснила Ирина Алексеевна. – А начинается это все вообще в школьном возрасте, когда мама говорит подростку: «Рано тебе думать о любви! Твое главное дело – учеба!» Хорошо, что я сама вовремя опомнилась. Сыну было 10 лет, и на вопрос: «Как дела?» – он ответил: «Пять по математике, четыре по русскому». А я ведь спрашивала не об оценках, а о его жизни. Мы настраиваем детей не на то и не так. Хотим воспитать людей, а спрашиваем про какие-то отметки. Со школьного детства нацеливаем на социум: нужно быть примерным учеником, хорошим работником. Это, безусловно, важно. Но потом человек все отдает профессии и ничего не получает из внешнего мира. Нет подпитки, нет циркуляции энергии.
У меня даже термин возник – «предел инерционного развития». Какое-то время человек развивается по инерции, на том, что дано природой, родителями, воспитанием. А дальше что? Необходима подпитка. А это может быть все, что не относится к профессиональной деятельности: искусство, хобби, творчество, друзья, личная жизнь. Я как-то позвонила сотруднице, профессору, а она говорит: «Давайте созвонимся через полчаса, я сейчас футбол смотрю, очень голову очищает!» Интерес к миру должен быть обязательно! И когда мы говорим ученикам: «Ты что, какие танцы, какие дискотеки!» – мне кажется, это не совсем правильно».
Следующее задание-упражнение: «Однажды мы со студентами искали тайные смыслы в сказке «Колобок». Насчитали 23. Потом ребята по mail еще дослали вариантов пятнадцать. Смотрели ли вы мультик про Гадкого Утенка? Как, по-вашему, о чем он?»
Зал выдавал самые различные варианты своего видения Утенка: сказка о превращении. О том, чего не видно невооруженным глазом. О законах диалектики. О работе над собой, самоутверждении, жестокости. О том, как меняется мнение окружающих в зависимости от того, как ты выглядишь. О судьбе. О комплексах. Прозвучало даже: что заложено генетически, то и вырастет.
У Ирины Хоменко было мнение, отличное от всех прозвучавших: «А я поняла так. Эта сказка о том, что нужно найти свою стаю. Пока ты в чужой стае, тебя не принимают куры и индюки. Мы не можем продуктивно работать в той среде, которая не наша. Нужно быть очень сильным, чтобы выжить в чужой стае. Я сейчас даже не про школу говорю, состояться можно ведь не только в школе. Необходимо сообщество людей, где вы сможете найти себя».
Потом Ирина Алексеевна назвала типичные признаки профессиональной деформации учителя.
Стереотипизация мышления. Выражается в сопротивлении новому, особенно заметно в отношении моды и внешнего вида детей.
Агрессивность. Сюда включается невроз, плаксивость, истощение.
Авторитаризм. То есть учитель знает, как надо. Тревожный признак, если дети перестают вам возражать, спорить и задавать вопросы.
Зависть к чужому успеху.
Неадекватность восприятия и самооценки.
Инертность (усталость, успокоенность).
«Также важным признаком деформации я считаю закрытость, отсутствие общительности в самом широком смысле этого слова. Вспомните, улыбаетесь ли вы, когда идете по улице?» – спросила Ирина Алексеевна.
Слушатели насторожились, узнавая о четырех типах деформированных учителей. Коммуникатор – во все влезает, со всеми общается, насильственно преображает общество. Организатор – всех строит, направляет и командует. Интеллигент-просветитель – страдает снобизмом, стремится докопаться до сути, облагораживает человечество. Предметник – оценивает людей через знание преподаваемого им предмета.
Все пришедшие в этот день на занятие Ирины Хоменко так активно выполняли задания, так старались вникнуть в проблемы и понять, найти нужные слова и решения, что, похоже, надежда на то, что в нашей стране сохранятся недеформированные учителя, есть!

Записала
Светлана ПОПОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru