Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N40 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Зоя ЗАХАРЧЕНКО, психолог

«Я его не трогал, а он меня бьет!»

Почему в классе появляются аутсайдеры

Какие только конфликты не приходится улаживать в классе – от самых пустяковых до тяжелых и затяжных. И одна из самых тягостных и трудноразрешимых ситуаций – ребенок-изгой, которого вечно дразнят или даже поколачивают исподтишка, пока взрослые не видят. Подобный конфликт иногда тлеет годами и действует разрушающе
не только на жертву, но и на тех, кто ее травит.

Утро рабочего дня. Вы ведете урок. А напротив сидит он (или она), всем своим видом привлекая излишнее и отнюдь не доброжелательное внимание. Этого ученика вам не хочется вызывать к доске, не хочется сталкиваться с его настроением, а главное, с неадекватными проявлениями этого настроения.
А когда начинается перемена, этого ребенка окружают другие дети. Они не собираются игнорировать его поведение, а наоборот, лишь обостряют ситуацию.
Детский коллектив очень быстро вычисляет аутсайдеров и обходится с ними достаточно жёстко: если ты не такой, как мы, то ты против нас, а следовательно, мы против тебя. Дети-«изгои» обычно сами напрашиваются на конфликтную ситуацию и как нарочно ведут себя в ней так, чтобы лишь усилить негативное к себе отношение.
Можно перечислить несколько типов «изгоев».
«Я его не трогал, а он меня бьет!» – такой ребенок открыто выражает – и вербально, и мимикой – претензию к этому миру, ко всем ребятам в классе и к вам в частности. На его лице постоянно недовольное выражение, которое из злого всегда готово моментально превратиться в слезливое или крайне обиженное. Такая жизненная позиция характерна для тех детей, которые растут в ситуации попустительского отношения родителей.
«Оставьте меня в покое, мне уже ничто не поможет» – это позиция детей, у которых существуют значительные эмоционально-личностные проблемы. Такой эмоциональный фон более характерен для девочек, которых можно назвать забитыми. Мальчики в такой же ситуации стараются выглядеть совершенно независимыми, проявляя яркий негативизм по отношению к взрослым.
«А мне все равно, вы для меня ничего не значите» – в данном случае поведение ученика отражает поведение его родителей. Скорее всего вы видите перед собой его маму или папу в миниатюре. Ребенок настолько поглощен их манерой поведения, которая травмирует его, что старается путем такого же поведения выгнать его из себя.
Понятно, что такие дети если поначалу и вызывают какие-либо чувства сопереживания, то довольно скоро становятся невыносимыми. Особенно чутко на это реагируют одноклассники. И объединяются для травли такого ребенка.
Учитель, безусловно, стремится к восстановлению доброжелательной и спокойной атмосферы в классе. Нужно действовать по ситуации и помнить о некоторой психологической «технике безопасности».
Очевидно, сам ребенок провоцирует именно такое к себе отношение. Но нельзя забывать, что он этого не осознает! И требовать от ребенка активного изменения поведения просто бессмысленно, это вызовет лишь дополнительный протест и агрессию. Первое, что может прийти в голову, особенно неопытному учителю, – это обсудить создавшуюся ситуацию со всем классом в присутствии «изгоя». Но это не лучший вариант. В такой ситуации вы никак не сможете обеспечить всем ребятам, а особенно тому, на которого направлено все внимание, психологическую безопасность.
Есть и другой путь, более длительный, трудоемкий, но и более щадящий и эффективный: вызвать ученика-«изгоя» на доверительный разговор один на один. Постарайтесь говорить с ребенком не в обвинительной манере, а выразите свои опасения, мысли, чувства по поводу происходящего. Скажите, что вы понимаете, как этому ребенку нелегко в ситуации, когда другие дети его дразнят и обижают. Постарайтесь сделать так, чтобы и ребенок смог выразить свои чувства и мысли по этому поводу. Самое главное, чтобы ребенок видел, что вы искренне заинтересованы в нем и в этом разговоре. Постарайтесь повернуть беседу так, чтобы ребенок не стал обвинять других и говорить о том, как все его обижают, найдя в вас влиятельного собеседника, направьте разговор в русло решения, а не углубления конфликта.
Очень хорошо, если у вас получится вместе с ребенком выработать новый способ действия. Попробуйте поговорить с его родителями, объяснив, что их невнимательное отношение к ребенку может иметь достаточно серьезные последствия. Необходимо поговорить с особо бойкими учениками, которые задираются больше всех.
И конечно, старайтесь не допускать унижения в своем классе ни в какой форме. От вас зависит очень многое! Помните, дети прекрасно считывают ваши чувства и стремления, поэтому старайтесь не допускать в себе негативного отношения к ученикам.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru