Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №65/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N40 
 

Елена ФЕДОРОВА,
директор Новгородского
регионального центра
дистанционного образования

Дистанционный ИПК:
повышайте квалификацию не сходя с рабочего места

С традиционными курсами повышения квалификации хорошо знаком каждый учитель. Многие ИПК создавались еще при царе Горохе, и некоторые удивительно хорошо сохранились с той поры: все те же преподаватели читают чуть-чуть подкорректированные курсы. Учителям уже нужны новые подходы, психологическая подготовка, инновационные методики. Между тем образовательная система перестраивается медленно. И чаще всего изменения к лучшему происходят там, куда приходят новые технологии. Примером может быть дистанционное образование. К сожалению, подобные центры существуют далеко не везде, но их становится все больше. Хочется надеяться, что рано или поздно у каждого учителя будет выбор: повышать свое мастерство на очных курсах и семинарах или воспользоваться интернет-технологиями. Поэтому мы решили рассказать о совсем новом центре дистанционного образования – Новгородском региональном, о том, что привлекает учителей в такой форме повышения квалификации и с какими проблемами они сталкиваются.
Идея включения дистанционных образовательных технологий в систему повышения квалификации педагогических работников Новгородской области возникла давно. Собирались, обсуждали, планировали, но… найти «лишний» миллион в бюджете не удавалось. В 2002 году Министерство образования Российской Федерации объявило конкурс на создание региональных центров дистанционного образования. И поскольку идея уже сформировалась в концепцию, Новгородская область оказалась победителем Северо-Западного округа и стала базой для создания одного из семи российских центров. Подобные центры начали свою работу и в других федеральных округах и размещены в Барнауле, Хабаровске, Красноярске, Самаре, Воронеже и Ставрополе. Дистанционное образование помогает сделать учебный процесс гибким, когда сам слушатель сможет определить для себя удобное время и темп обучения; выбрать из предлагаемого учебного материала именно то, что его больше интересует.
К тому же содержание образования учителя становится гораздо более актуальным за счет постоянного обновления учебного материала.

Статья опубликована при поддержке группы компаний «Экономистъ». ГК «Экономистъ» предоставляет полный спектр аудиторских услуг, организует и проводит бизнес семинары и образовательные мероприятия для специалистов бухгалтерских, юридических и экономических служб предприятий Уральского региона. Высококвалифицированные лекторы и преподаватели, более 9 лет опыта успешной работы и использование современных методик обучения являются гарантами того, что записавшись на образовательные курсы от ГК «Экономистъ» Вы пройдете лучшие программы повышения квалификации сотрудников в Перми. Подробнее ознакомиться с предоставляемыми услугами можно на официальном сайте ГК «Экономистъ», который располагается по адресу www.ГруппаЭкономистъ.рф

Не приведут ли дистанционные технологии к формальному обучению?

Конечно, дистанционное, как и любое другое образование имеет свои подводные камни. Сегодня часто звучат нарекания в адрес специалистов, получивших образование с применением дистанционных технологий. Нередко мне на лекции задают такой вопрос: «А вы сами пойдете на прием к юристу, получившему дистанционную подготовку?» Я думаю, что именно система повышения квалификации может быть тем звеном непрерывного образования, на котором становится возможным дистанционное обучение.
Во-первых, люди, получившие профессиональное образование, как минимум уже приобрели достаточный опыт организации собственного обучения – они учились в вузах. Большинство учителей имеют еще и опыт предыдущего повышения квалификации.
Во-вторых, это специалисты, которые точно знают свои профессиональные проблемы и точно представляют, чему они хотят научиться. Кроме того, следует иметь в виду и типичную для людей данной профессии черту – высокую организованность и ответственность (за учеников и себя в учебном процессе). А это одно из важных условий включения и успешного прохождения дистанционного учебного курса. То есть можно говорить о серьезном потенциале дистанционного образования именно в системе повышения квалификации педагогов.

Дистанционно учится целая область

Прежде всего у нас действует сам центр дистанционного образования. В нем работают опытные методисты, прошедшие специальную подготовку в Московском центре Федерации Интернет Образования и в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования.
Сегодня центр организует дистанционное повышение квалификации педагогов региона по 17 образовательным программам, которые имеют интернет-версию и кейс-версию (электронный диск с учебно-методическими материалами). Мы постарались сделать выбор достаточно широким, чтобы удовлетворить образовательные запросы и педагогов дошкольных учреждений, и школьных учителей от начальных классов до предметников, и классных руководителей, и педагогов дополнительного и профессионального образования, и управленцев. Например, учитель начальной школы найдет у нас авторскую программу по воспитанию малышей «Я живу среди людей», состоящую из семи циклов, которые учитель может выбирать и варьировать по своему усмотрению. Каждый посвящен знакомству с окружающим ребенка миром: семья, город, природа, правила поведения в гостях и правила дорожного движения, первая помощь и поведение в чрезвычайной ситуации. Причем для каждого занятия предлагаются творческие задания, игры, праздники, викторины.
Мы хотим, чтобы учителя воспринимали информационные технологии как вид своей профессиональной компетентности, как эффективный инструмент для организации образовательного процесса. Поэтому наши слушатели прежде всего осваивают применение компьютерных технологий –

в разработке учебных заданий по предмету;
в подготовке и проведении практикумов, лабораторных работ, исследований учеников;
в подготовке и проведении контрольных работ;
в организации самостоятельной работы учеников в урочное и во внеурочное время;
в создании информационного фонда по предмету, по профильной области;
в подготовке и проведении олимпиад, конкурсов;
в разработке наглядных пособий;
в разработке электронных словарей.

Вариативная часть программы ориентирована на углубленную подготовку учителя в соответствии с профилем преподаваемого предмета.
У центра есть свой сайт (http://method.novgorod.rcde.ru/), где размещаются наиболее важные и интересные нормативные, информационные, методические материалы, составленные для педагогических работников и руководителей и самими педагогами. Это «методическое хранилище», которое постоянно обновляется и пополняется.
Мы учитываем и то, что далеко не у каждого учителя дома стоит компьютер. В этом случае ему помогут в муниципальном учебно-консультативном центре дистанционного образования. Сегодня на основании соглашений между комитетом образования Новгородской области, муниципальными органами управления образованием и институтом повышения квалификации такие муниципальные центры создаются во всех районах области. Педагоги этих районов могут пройти обучение на базе таких центров. Причем работа там также строится по гибкому графику: педагог не «бросает» свой класс, выбирается время и режим работы наиболее оптимальный для всех: каникулы, вечера, «окна в расписании». Педагог получает первоначальную помощь от руководителя районного центра, а потом и задания для самостоятельной работы, которые он может выполнять, например, в своей школе при наличии в ней хотя бы одного компьютера. Таких центров в области создано уже тридцать шесть.

Что привлекает педагогов в дистанционных курсах повышения квалификации

Мы проанализировали мотивы педагогов, прошедших наши курсы.
Учителя выделяют несколько направлений в качестве наиболее интересных (приемлемых, актуальных) и готовы реализовать их в своей педагогической деятельности:
1. Создание собственного электронного пособия: учебник-презентация нового материала, наглядные материалы, учебные задания, электронный словарь, дидактические материалы, лабораторные работы, материалы для внеклассных мероприятий.
2. Создание информационного пространства школы (методического объединения). Обмен информацией.
Обучение созданию конспектов уроков, мероприятий, учебно-тематических планов. Большое значение для учителя имеет обмен информацией, возможность не только ее распечатать, но и переделать (перекомпоновать).
3. Использование на уроке (во внеклассных занятиях) уже существующих электронных учебных пособий.
4. Контрольно-измерительные материалы (тесты, самостоятельные и контрольные работы, анкеты).

Для того чтобы перечислить, что стимулирует педагогов к участию в курсах дистанционного обучения, можно воспользоваться итоговыми анкетами слушателей:
«Экономия времени и средств…»;
«Без отрыва от основной работы, не надо бросать свой класс на другого учителя…»;
«Индивидуальный подход, всегда можно уточнить то, что непонятно, можно обучаться в приемлемом для себя темпе…»;
«Возможность получения консультации в любое удобное время: сидишь дома один, а на связи с тобой весь институт…»;
«Психологический комфорт: равняешься только на себя, нет смущения перед молодежью оттого, что не понимаешь чего-то сразу….»;
«Яркая и удобная подача информации, интересно оформлены программы, ярко и образно написаны тексты и примеры…»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru