Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Залп из сороковых
Сегодня о войне снимается восемьдесят новых фильмов

По непроверенным, но вполне правдоподобным слухам, в текущем году и до следующего мая будет сделано и делается уже примерно 80 картин о войне.
Готовы ли съемочные группы выполнить такой план, готовы ли зрители воспринять такой удар? К тому же на экраны и в эфир, несомненно, будут выпущены старые фильмы. Удар в данном случае – не оценочное понятие. Военные фильмы по определению должны быть сильнодействующими.
Наверное, стоит вспомнить, что же именно сильно действовало в прежние времена. Каждый человек, даже самый молодой, если он телезритель, без особого напряжения мог бы составить собственный список лучших картин. Все-таки назовем здесь несколько, строго ограничив себя количеством. Скажем, пять.
“Два бойца” (реж. Леонид Луков, 1943)
“Солдаты” (реж. Александр Иванов, 1957)
“Летят журавли” (реж. Михаил Калатозов,1957)
“Женя, Женечка и “катюша” (реж. Владимир Мотыль, 1970)
“Двадцать дней без войны” (реж. Алексей Герман, 1976)
Кто-то выберет совсем другие фильмы, но вряд ли не согласится, что эти имели успех в свое время и сохраняют привлекательность до сих пор.
Заметим, что один из них вышел на экраны в годы войны, ни один из остальных не снят к круглой дате. Но это так, к слову. А вот нельзя не обратить внимание, что ни один из режиссеров – не фронтовик, то есть безошибочно ощущаемая достоверность взятых в качестве примеров картин – от незаемности чувств. Да, авторы сценариев имели прямое отношение к войне: рядовой Булат Окуджава, офицер Виктор Некрасов, военные корреспонденты Евгений Габрилович и Константин Симонов, работавший во фронтовом театре Виктор Розов. Это, вероятно, имело существенное значение, не зря же к ним обратились постановщики, но все-таки не следует его переоценивать. Толстой, как известно, еще не родился в 1812 году, а написал “Войну и мир”. Небезынтересно, что среди лучших картин о войне, даже снятых фронтовиками, немало таких, в которых собственно фронт занимает не много места. Есть ли хоть один формальный признак, общий для пяти абсолютно не похожих одна на другую картин? Все они – экранизации. Так что читать не вредно.
И еще: на всех на них – печать времени. Она не была помехой для восприятия, но сегодня, если вглядеться и вдуматься, запреты, налагавшиеся на художников, очевидны. В недлинный период оттепели советское искусство успело нарушить некоторые, но отнюдь не все.
Похоже, именно за “исправление ошибок” надумали взяться наши современники – и молодые, и постарше. Кинематографисты “восстанавливают истину” включением в картины чекистов-особистов, арестов солдат и офицеров, главным образом за одно и то же – стихи, дневники и откровенные разговоры. Это занято у Солженицына и Копелева и добавлено к новым сценариям, в которых легко узнаются мотивы, а подчас и просто целиком взятые эпизоды и реплики из тех же авторов, которых особенно ценила читающая публика 50 – 80-х.
Почему же те, прежние картины кажутся более правдивыми, чем нынешние? Просто, наверное, сказывается разница между заемным и пусть фактически не пройденным, но ставшим своим, лично пережитым.
С другой стороны, заимствование тоже не всегда означает взятое напрокат. Среди высказываний о картине Алексея Германа-младшего “Последний поезд” слышны упреки в подражании отцу. Возможно, какие-то поводы для них есть. Монохромность изображения, нетипичность лиц и характеров, мотивация действия не по внешним обоснованиям, а по внутренним, развитие всего события словно рождающимся и происходящим вот сейчас, только что, у нас на глазах.
Кстати, наверное, будет вспомнить, что Пушкину вменяли в вину “списывание с Байрона”. И ничего, читаем и “Онегина”, и “Кавказского пленника”, и “Бахчисарайский фонтан”.
В том, что из массы задуманных фильмов мы получим что-то стоящее, сомнений нет, но готовность (и способность) кино и телевидения выполнить намеченное в полном объеме кажется проблематичной.
Просвет пока видится в неигровом кино. Однажды уже показали на телевидении получасовую картину “Розы для синьоры Раисы”. Теперь авторы предлагают расширенный вариант той же истории. Чего-то жаль из более короткого фильма, что-то важное прибавилось. Сюжет не нов. Угнанная в Германию украинская девушка и пленный итальянский военнослужащий встретились на принудительных работах, выяснили, что нужны друг другу, родили ребенка и ждали счастья в мирной жизни. О том, что случилось дальше, можно бы и не рассказывать: все, как в бесчисленном множестве похожих трагедий. Однако дело в том, что сын, оторванный от матери в младенчестве, вовсе так не думал. Он искал мать больше тридцати лет и нашел. На его пути естественным образом возникли заслоны из компетентных органов и совсем неестественным образом, но нам абсолютно понятным – страх матери. Испытавшая все, что полагалось, вернувшись на родину, Екатерина Давыдовна Ханина боялась причинить новую боль самым близким. Сыну, Стефано, выпала редкая удача. Ему взялась помочь Р.М.Горбачева. В результате все получилось, как в сказке. Уже и года не в счет. Да она и помолодела, выйдя наконец замуж за того самого Марио, теперь вдовца. Живут они все в Италии, души не чая друг в друге.
В новом варианте мастерски выстроенная хроника. Режиссер монтажа – Игорь Малахов. Нет, персонажи хроники отнюдь не выдаются за Катю и Марио. Они – как Катя, как Марио. Личная драма выросла до общей для многих. Выполнено все очень впечатляюще. Но история отчасти утратила уникальность. Вероятно, по мысли режиссера Натальи Ивановой, так правильнее. Может быть. Во всяком случае, это правомочная позиция.
Бесценными оказываются подлинные личные свидетельства. Режиссер Дмитрий Лавриненко и Валерий Чернай написали сценарий по дневникам Елены Чернай (матери Валерия) “Ночь длиной в 641 день”. Столько продолжалась оккупация Харькова. Молодая женщина записывала все, что видела, чувствовала, о чем думала. Сколько бы их ни было, дневников или личных воспоминаний, в них всегда будет то, чего другие люди не знают и никогда не узнают.
Картина войны не бывает полной, и не каждый испытывает необходимость в полной картине войны, как, впрочем, и мира. Она как будто сама, по собственной воле создается. Иначе не объяснить силу ее воздействия и неприятие фальшивых конструкций.

Вера ИВАНОВА


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru