Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №64/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИКА КАК МУЗЫКА

Сейчас этот жанр называют бардовской песней. Говорят, это уникальное явление – ничего подобного в других странах нет. Бардовские (или авторские, или совсем давно, лет пятьдесят назад, туристические) песни не могут похвастаться ни утонченной поэзией, ни виртуозным аккомпанементом. Но есть в них что-то искреннее и настоящее, что заставляет нас – уже которое поколение – слушать их и подпевать. Это как тайный безошибочный знак: если новый человек в компании подхватывает про солнышко лесное, значит, свой. И создателями этого удивительного жанра, как и многих других хороших вещей на нашей земле, были учителя. Или по крайней мере люди, начинавшие с работы в школе. Булат Окуджава работал в юности учителем сельской школы. Юрий Визбор, Ада Якушева, Вадим Егоров, Юлий Ким – все они закончили Московский государственный педагогический институт.

«Все они красавцы, все они таланты, все они поэты...»
Жанр бардовской песни создали те, кто в середине 50-х готовился стать учителями

Среди студентов, преподавателей, выпускников МГПИ им. Ленина до сих пор ходят легенды о золотом веке института – десятилетии, когда там учились Юрий Визбор, Ада Якушева, Петр Фоменко, Юлий Ким, Юрий Ряшенцев, Юрий Коваль, Максим Кусургашев... Трудно удержаться от продолжения и поставить наконец многоточие. Как-то удивительно сошлись звезды над Московским педагогическим в середине пятидесятых: концентрация таланта, поэзии, дружбы и музыки под сводами знаменитого главного корпуса достигла небывалой густоты.
Их имена – режиссеров, поэтов, драматургов, музыкантов – знают сейчас, наверное, все. И символом того славного времени, их времени, стала бардовская песня, которую они же и придумали. Не специально, а просто потому, что сплошь были поэтами, любили без оглядки, дружили на всю жизнь, увлекались туризмом, альпинизмом, играли на гитаре.
Помните?

Вечер бродит по лесным дорожкам,
Ты ведь тоже любишь вечера,
Подожди пока еще немножко,
Посидим с товарищами у костра.

Вспоминает Ирина Дмитриевна Демакова (в студенчестве Олтаржевская):
– Когда я пришла в институт, он меня просто заворожил: и это здание с колоннами, галереями и огромными аудиториями; и преподаватели – настоящая интеллигенция. А еще нас, первокурсников, которые в первую же неделю сентября попали на туристический слет, потрясли песни. Они совершенно не были похожи на то, к чему мы были приучены (Сталин умер лишь за два года до этого, то есть песни, книги, фильмы были соответствующие, мы зачастую не знали правды даже о собственных родителях – сидевших или расстрелянных). И вдруг...

Ты у меня одна,
словно в ночи луна,
Словно в году весна,
словно в степи сосна.
Нету другой такой
ни за какой рекой,
Ни за туманами,
дальними странами.
В инее провода,
в сумерках города.
Вот и взошла звезда,
чтобы светить всегда...

Мы даже не подозревали, что можно так петь и сочинять такие песни. И конечно, тут же влюбились все и в Визбора, и в Аду Якушеву. Она руководила знаменитым октетом, который много лет побеждал на московских конкурсах самодеятельной песни. Я пришла в октет уже на первом курсе, а в конце учебного года Ада, закончившая институт, передала свой пост мне. Причем я даже не умела тогда играть на гитаре. Ада показала мне аккорды всего одной нашей песни (дело было в столовой) и сказала, что теперь и остальные я сама смогу сыграть. Так и получилось.
На каждом курсе непременно было несколько очень талантливых ребят – обаятельных, умных, артистичных. Они и задавали тон. А остальные готовы были ими восхищаться и тон этот поддерживать. Я бы сказала, что МГПИ на фоне всего, что происходило в стране в 50-х, был думающей и поющей республикой.
Там была удивительная атмосфера. Мы ведь выросли без религии, а человеку нужна какая-то вера. И мы верили в дружбу. Мне кажется, дружба значила для нас тогда даже больше, чем любовь. Мы не смогли бы назвать словами свои ценности и, наверное, не сказали бы точно, что хорошо, но зато точно знали, чего делать нельзя: предавать и врать друг другу.
Я очень благодарна судьбе за эти годы, за это счастье.
Наверное, была в этом какая-то справедливость: судьба вознаградила нас за военное детство, за арестованных родителей...
И после окончания института я шла в школу с одной мыслью: чтобы мои ученики жили так же, как мы прожили эти счастливые годы.
Многие выпускники МГПИ тех лет обрели потом другие профессии, но сразу после института все разъезжались по стране, по школам. Когда я пришла в школу (как потом оказалось, на целых двадцать лет), то принесла с собой все, чем была наполнена институтская жизнь. Я пришла в школу с гитарой. И пела. И ребята мои пели все бардовские песни, в том числе и на уроках музыки. Нас называли поющей школой. Ее гимном был чуть переделанный гимн МГПИ «Мирно засыпает родная страна». Мы ставили капустники и на литературе читали стихи Серебряного века, которых тогда почти никто не знал. Я таскала своих учеников на все вечера Визбора и Кима. Мы не вылезали из походов и экспедиций.
Но самое главное, наверное, то, что я старалась быть искренней с ребятами, не врать им. Тогда я даже не осознавала, что все это дал мне МГПИ, просто это была я, мой образ жизни. «И это все в меня запало и лишь потом во мне очнулось».
Кстати, из-за всего этого – песен, туризма – меня с треском выгнали с первой в моей жизни работы – из техникума. На урок пришло начальство и ужаснулось моему «неучительскому» поведению. Так и появилась в трудовой книжке запись о дисквалификации. (Вот удивился бы директор, узнав, что со временем Ирина Дмитриевна, эта неправильная молодая учительница, станет доктором педагогических наук, профессором, заведующей кафедрой педагогики и психологии в Российской академии повышения квалификации работников образования. – Е.К.)
Вообще мы были ужасно легкомысленные. Помню, должна была уезжать в зимний поход в Карелию в день экзамена. Что же я тогда сдавала?.. Зарубежную литературу, что ли. И билет мне попался совершенно невозможный. Я готовилась к экзамену, но эти имена мне были совсем незнакомы (я до сих пор не знаю, кто это такие). И вот посидела-посидела, поглядывая на часы (надо было еще домой успеть забежать за лыжами), и пошла отвечать. Преподаватель выяснил, что я ни по одному вопросу ничего не знаю, и предложил тянуть другой билет. А я ему: «Не могу: у меня поезд скоро отходит». Так и пересдавала потом.

Вот и окончился круг,
помни, надейся, скучай.
Снежные флаги разлук
вывесил старый Домбай.
Что ж ты стоишь на тропе,
что ж ты не хочешь идти.
Нам надо песню допеть,
нам надо меньше грустить.
Снизу кричат поезда.
Правда, кончается март.
Ранняя всходит звезда,
где-то лавины шумят.

...Они встречаются до сих пор. Сначала, после института, разлетелись было, а потом Визбор предложил отмечать бардовский новый год 27 декабря. Собралось несколько человек в мастерской у Юрия Коваля. Для Визбора этот год был последним. На похоронах собрались почти все выпускники тех лет и ужаснулись, как долго не видели друг друга. Теперь встречаются каждый год. Да и в промежутках звонят друг другу с просьбой выступить перед учениками, спеть перед студентами, взять внучку в свою школу... Встречаются, называют свой круг семьей, поют под гитару, вспоминают и снова, и снова благодарят судьбу за то, что учились в МГПИ.
Пока я писала этот материал, как-то сами собой прослушались старые пленки с записями песен, и вдруг после многих лет нашлись старые друзья из МГПИ, которые в КСП до сих пор (кстати, московскому КСП на днях исполняется 45 лет). У этих песен, которые всегда выучиваются сами собой, со слуха, удивительное свойство: они объединяют, как костер. И авторы их, пусть даже отработавшие в школах по два-три года, сделали то, что под силу только очень хорошему учителю. А те, кто поет их – люди разных поколений и из разных теперь уже стран, – чувствуют себя немножко однокашниками.
Помните?

Всем нашим встречам
разлуки, увы, суждены.
Тих и печален ручей
у янтарной сосны.
Пеплом несмелым
подернулись угли костра.
Вот и окончилось все,
расставаться пора
.

Елена КУЦЕНКО


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru