КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ
Новая сказка о сереньком козлике
На экраны выходит “Фаренгейт 9/11”
После язвительного документального трагифарса
«Боулинг для школы Коламбайн» о своеобразной
одержимости американцев по отношению к оружию
следовало ожидать от режиссера Майкла Мура не
менее едкого сатирического разоблачения
политики президента Джорджа У. Буша. И первая
половина ленты «Фаренгейт 9/11» (кстати, название
многозначно – использовано заглавие
фантастического романа Рея Брэдбери «451о по
Фаренгейту», дата терактов 11 сентября и телефон
службы спасения) вроде бы дает основания для
восприятия этого фильма-расследования о том, как
нечестно пришел к власти и воспользовался ею в
своих корыстных целях недалекий по уму бывший
нефтяной бизнесмен из Техаса, именно в качестве
острого политического памфлета. Демонстрируя,
как глупо ведет себя Буш в течение семи минут
после сообщения о самолете, врезавшемся в одну из
башен Всемирного торгового центра в Нью-Йорке, и
продолжает как ни в чем не бывало слушать сказку
«Домашний козел», которую читают детям в классе,
Мур доводит уровень своего злорадства до
предела.
Тем более что он сразу раскрывает наличие тесных
финансовых связей семьи Буш с многочисленными
родственниками Усамы бен Ладена из Саудовской
Аравии, кое-кто из которых даже находился в США во
время сентябрьских терактов, но срочно были
вывезены из страны без каких-либо лишних
вопросов представителей ЦРУ, ФБР и полиции. А
провоцируемые антиарабские настроения в
американском обществе оказались искусно
повернутыми администрацией Белого дома сначала
против Афганистана, потом против Ирака, которые
стали столь необходимыми «козлами отпущения» в
развернутой военно-промышленным комплексом США
новой борьбе за передел мира, кроме того – за
получение сверхприбылей в нефтяном бизнесе и
торговле оружием.
Но вот вторая часть картины «Фаренгейт 9/11», как
мне кажется, превращается в обычную предвыборную
агитку, долженствующую воззвать к той половине
населения США, преимущественно бедной и
социально незащищенной, кто вообще не ходит
голосовать и не интересуется политикой. Что и
позволяет таким «козлам», как Джордж Буш-младший
(по остроумному высказыванию Стивена Спилберга в
одной из итальянских газет, Джордж Буш-старший по
сравнению с сыном просто гений), безнаказанно
кормиться на зеленой лужайке подле Белого дома,
где только некоторые из активных противников
«бушизации» страны (прежде всего – матери,
потерявшие сыновей в Ираке) устраивают акции
протеста.
Конечно, можно понять политический пафос Майкла
Мура, который добился летом 2004 года подлинного
ажиотажа в американском и мировом прокате
(никогда в истории ни один из документальных
фильмов не имел таких сумасшедших сборов, уже в 34
раза превысивших его бюджет!). Сейчас он
подготовил для показа в кинотеатрах новый,
дополненный вариант своей ленты, а
непосредственно перед президентскими выборами
хочет показать ее по одному из телеканалов США. И
если даже цель не окажется достигнутой (то есть
Буш все равно будет переизбран), Мур может счесть
собственный гражданский долг выполненным. Чего
уж говорить о громадном коммерческом успехе и
немыслимом росте популярности фигуры самого
«ниспровергателя»! Однако с художественной
точки зрения «Фаренгейт 9/11» лишен творческой
авантажности и авторской изобретательности, а
главное – скользит по поверхности, не углубляясь
внутрь сложных явлений мировой истории. Ведь в
конце концов и Джордж Буш – еще один из тех, кто
заранее предназначен на заклание, действительно
напоминая незадачливого козлика из детской
сказки.
Сергей КУДРЯВЦЕВ
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|