Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №61/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N77 

Илья АЛЬТМАННаучно-просветительный центр «Холокост», впоследствии получивший статус межрегионального фонда, был создан в Москве в 1992 г. Его цель – увековечение памяти жертв Холокоста, создание музеев и документальных экспозиций, освещение этой темы в школьных и вузовских программах, проведение мемориальных вечеров, установка памятников, сбор свидетельств и воспоминаний.
Алла ГЕРБЕРФонд объединяет профессиональных ученых, журналистов, общественных деятелей. Его отделения организованы в Санкт-Петербурге, Благовещенске, Биробиджане, Воронеже, Владимире, Ростове-на-Дону, Смоленске, Таганроге, Бресте. В 1997 г. по распоряжению Правительства РФ фонду выделено помещение в центре Москвы. При фонде действуют дискуссионный клуб «Неизвестный Холокост», Молодежный центр и «Клуб праведников народов мира». Ежегодно проводятся вечера памяти жертв Холокоста и героев Сопротивления, в которых участвуют руководители Правительства России. Фонд поддерживает серьезные контакты с различными правозащитными организациями, в том числе с Московским бюро по правам человека, участвует в антифашистской программе Совета Европы ”Против ксенофобии, расизма, фашизма, антисемитизма”. Фонд организует международные научные конференции и симпозиумы, активно осуществляет издательскую программу: в серии «Российская библиотека Холокоста» выпущено около 30 книг.
Важное место в деятельности организации занимают образовательные программы. Об этом рассказывают президент фонда “Холокост” – писатель и журналист, депутат 1-й Государственной думы Алла ГЕРБЕР и вице-президент – историк и архивист Илья АЛЬТМАН.
Ольга ДАШКОВСКАЯ

Илья Альтман: «На примере темы Холокоста мы видим, до чего могут дойти люди в своей ненависти к непохожим и чужим»
Алла Гербер: «Отношение учителей к теме Холокоста неоднозначно»

ХОЛОКОСТ (англ. holocaust, от греч. holokaustos – сожженный целиком), гибель значительной части еврейского населения Европы (св. 6 млн человек, св. 60%) в ходе систематического преследования и уничтожения его нацистами и их пособниками в Германии и на захваченных ею территориях в 1933–1945гг.

– Как строится ваша работа с педагогами?
Алла Гербер.
Мы проводим очные курсы для преподавателей столичных школ и вузов и заочные – для их коллег из других городов. Более 600 педагогов из России, Украины и Белоруссии прошли обучение на этих курсах и получили дипломы. Около 200 человек участвовали в летних сессиях, организуемых нашим фондом в Бресте, Смоленске и Киеве. Лучшие выпускники ежегодно проходят стажировку в “Яд Вашем” в Иерусалиме и в других музеях мира.
Совместно с посольством Швеции и Институтом “Открытое общество” фонд провел выездные семинары, в которых приняли участие более 900 преподавателей из 62 субъектов РФ – от Калининграда до Владивостока.
Илья Альтман. Мы активно сотрудничаем с институтами повышения квалификации учителей, благодаря чему на места поступает информация о наших книгах, конкурсах, других мероприятиях. Представители нашего фонда читают лекции на курсах повышения квалификации учителей истории в Московском институте открытого образования.

– Каковы задачи вашей просветительской деятельности среди учителей?
И.А.
Главное – добиться того, чтобы из пассивных слушателей педагоги превратились в активных соучастников, чтобы они сами готовили методические разработки уроков по теме Холокоста и передавали свой опыт коллегам. В Москве мы планируем создать 10 методических площадок – по одной в каждом округе, на базе которых лучшие выпускники наших очных курсов могли бы проводить открытые уроки для других педагогов.
Нас радует то, что мы сумели вписаться в общий контекст воспитательной и образовательной деятельности. Приведу один пример. В Москве и в других городах России ежегодно проводится конкурс творческих работ школьников под девизом “Нет фашизму”, одна из ключевых тем которого – геноцид народов во время войны. Нередко лауреатами этих конкурсов становились авторы работ по теме Холокоста – ученики выпускников наших курсов.
На протяжении 5 лет они выезжают в Брест для участия в международных конференциях, которые открываются 22 июня в 4 часа утра. Там в Брестской крепости ребята встречаются с бывшими узниками гетто, ветеранами, принимают участие в обустройстве мест захоронений. Брестская крепость – это символ героизма и трагедии: здесь советские солдаты встретили первую атаку со стороны фашистов и здесь же состоялся первый на территории СССР расстрел евреев, в результате которого погибли 5 тысяч человек.

– Как бы вы охарактеризовали отношение учителей к теме Холокоста? С какими трудностями вам приходилось сталкиваться?
И.А. Нас всегда поражало, сколько педагогов не только в столице, но и далеко за ее пределами, независимо от знакомства с нами, по собственной инициативе собирали материал по этой проблеме и рассказывали о ней на своих уроках, зачастую преодолевая сопротивление школьной администрации и районных управлений образованием.
А.Г. И все-таки тема Холокоста для нашей страны очень сложна, поэтому отношение к ней учителей неоднозначно. Зачастую первая их реакция – это недоумение: почему мы должны заниматься этой темой, когда в России было столько своих бед и трагедий. Это голод на Украине, коллективизация, ГУЛАГ, и на изучение этих и других трагических событий предусмотрено очень мало часов. Некоторые считают, что не стоит выделять жертвы войны по национальному признаку.
Есть категория учителей, которые просто не знают, как откровенно и доступно говорить на эту тему с детьми. Все это свидетельствует о недостатках прежней системы образования, которая изобиловала “фигурами умолчания”, и особенно это пагубное явление коснулось отечественной истории ХХ века.
Плоды этой лживой политики мы пожинаем сейчас, переживая различные конфликты на межнациональной и межрелигиозной почве.
И наша задача – переломить непонимание и недоверие со стороны учителей, убедить их в том, что Холокост – это еврейская трагедия, но не еврейская проблема. Не случайно программа наших курсов предусматривает не только изучение темы Холокоста, но и проблемы толерантности, религиозной терпимости и т.д. На примере темы Холокоста мы видим, до чего могут дойти люди в своей ненависти к “непохожим” и “чужим”.
Мы повторяем слова первого президента центра “Холокост”, философа и писателя Михаила Гефтера (1918–1995): «Не бывает геноцида против одного народа, геноцид направлен против всех».
Не случайно предатели, которые помогали фашистским оккупантам убивать евреев и цыган, впоследствии участвовали в расстрелах партизан и мирных русских граждан. Изучая тему Холокоста, важно понять, как проявило себя общество во время войны, как оно разделилось на жертв, палачей и праведников, спасавших жизни других людей, рискуя собственным благополучием. Война всех и каждого заставила сделать нравственный выбор.
Однако мало сохранить память о событиях прошлого, необходимо извлечь из них уроки для будущих поколений. Поэтому мы должны изучать тему Холокоста в контексте современности. А сегодня происходит не то что оживление, а расцвет фашизма и экстремизма в Европе и в нашей стране. Поэтому нам рано почивать на лаврах – впереди еще много работы.
И.А. Действительно, не все наши замыслы удалось осуществить, порой слишком трудно переубедить чиновников. На протяжении 5 лет мы бьемся за то, чтобы 27 января – день освобождения Освенцима – был включен в календарь знаменательных дат России и отмечался так же, как это делается во всем цивилизованном мире. Тогда бы мы имели возможность не только почтить память жертв Холокоста, но и воздать должное советским воинам, освободившим в конце войны лагеря смерти. Но каждый раз мы получаем отказ от официальных лиц на основании того, что 27 января – это день снятия блокады Ленинграда, а два праздника в один и тот же день не отмечают. Такова, увы, «логика» мышления чиновников.

– И все-таки благодаря вашим усилиям тема Холокоста была включена в стандарты по истории, хотя добиваться этого, насколько я знаю, вам пришлось в течение 10 лет. Следующим этапом должна стать разработка учебников и методических пособий. Как освещается эта тема в нынешних школьных учебниках по истории, созданных до введения стандартов?
И.А. Сотрудник РАО и методист нашего фонда Давид Полторак проанализировал 14 учебников по отечественной и всемирной истории и пришел к печальному выводу: только в трех из них (авторы Л.Н.Жарова, А.А.Кредер, И.А.Мишина; С.Г.Жуковский, И.Г.Жуковская; Л.Алексашкина) говорится о Холокосте как о явлении. Еще в пяти учебниках среди жертв нацизма упоминаются евреи, в остальных об этом нет и речи. К сожалению, эта тема вообще не упоминается в новом учебнике по истории Отечества ХХ века под ред. Н.Загладина, который победил в конкурсе учебников по истории, организованном Министерством образования в 2003 году, и был рекомендован школам в качестве ведущего и базового. И что особенно тревожно – нет ее и в большинстве учебников по истории для педвузов, из-за чего у нас образуется некий разрыв между средней и высшей школами.
Включение этой темы в стандарты по истории обусловит потребность в литературе. Наш фонд подготовил учебное пособие для 9-х классов «История Холокоста на территории СССР», который получил гриф «Рекомендовано» Министерства образования. Выпущено и аналогичное методическое пособие для учителей под ред. Галины Клоковой. Вышло и учебное пособие для студентов педвузов по этой теме.
Для учителей, которые занимаются на наших очных и заочных курсах, мы по мере возможности бесплатно рассылаем эти и другие книги. Мы готовы предоставить их в любые городские и школьные библиотеки.
А.Г. И все-таки главным результатом нашей деятельности мы считаем не стандарты и учебники, а всероссийские и международные конкурсы работ преподавателей, школьников и студентов по теме Холокоста, которые проводятся нашим фондом с 1998 года. И с каждым годом география наших участников расширяется, увеличивается и количество присланных ими работ.
Так, в 2002 году мы получили около 300 работ из 21 региона России, в 2003-м – 400 работ из 35 регионов, и не только из крупных городов, но также из поселков и деревень, удаленных от центра. Кроме россиян, в наших конкурсах принимают активное участие школьники, преподаватели, студенты из Белоруссии, Украины, Германии, Польши, США.
Разнообразны и жанры, в которых работают участники конкурса: эссе, стихотворения, публицистические произведения, сценарии документальных фильмов, рисунки, плакаты, интернет-сайты.
Немного расскажу об итогах прошлогоднего конкурса. Среди сочинений школьников выделяются глубоко личностные, в которых передаются не только мысли и факты, но и чувства, стремление разрушить ненависть и нетерпимость.
Таковы сочинения учениц Афанасьевской средней школы с. Вознесенское Архангельской области Ирины Петровой и Татьяны Кубасовой, занявших первое и второе места в номинации «Творческая работа».
Специальный приз за освещение темы еврейского героизма во время Великой Отечественной войны был вручен воспитанникам детского дома в поселке Кытманушка Алтайского края.
Все больше (по сравнению с предыдущими конкурсами) работ, в которых школьники пытаются с позиций сегодняшнего дня дать оценку Холокосту, проанализировать его связь с современными проявлениями ксенофобии, национального экстремизма, антисемитизма, терроризма, высказать свое негативное отношение к этим явлениям.
Это еще раз подтверждает истину о том, что Холокост – это общечеловеческая беда, которую надо рассматривать в контексте современности. Понимают это и творческие учителя, которые видят в теме Холокоста большой потенциал для воспитания толерантности и национальной терпимости. Об этом свидетельствуют методические разработки уроков и внеклассных мероприятий, присланные ими на конкурс.
И.А. К сожалению, в отличие от сверстников из Украины и Белоруссии российские школьники мало используют результаты поисковой деятельности, документы из семейных архивов, аудио- и видеозаписи свидетельств очевидцев, материалы периодической печати периода войны. Надеемся, это учтут участники предстоящего III Международного конкурса работ школьников, студентов и преподавателей, который пройдет под девизом «Уроки Холокоста – путь к толерантности».

Срок подачи текстов на III Международный конкурс работ школьников, студентов и преподавателей, который пройдет под девизом «Уроки Холокоста – путь к толерантности», – до 1 ноября 2004 г.
Победители конкурса – студенты – поедут на международную конференцию в Париж уже в феврале следующего года. Школьников ждет международная конференция в Бресте. Лучшие педагоги отправятся на стажировки в Израиль и в Польшу.
Конкурсные работы следует направлять по адресу: 115035, г. Москва, ул. Садовническая, 52/45, фонд «Холокост».
Подробности на сайте: www.holofond.ru
Справки по тел.: (095)951-6797 (образовательный отдел), 953-3362. Телефон-факс: (095) 951-5876.
E-mail: holofond@mtu-net.ru

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru