Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ N39 
ГУМАНИТАРНЫЙ ФАКУЛЬТЕТ 

Ирина ДЕМАКОВА,
доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой педагогики
и психологии АПКиПРО

Поверить в себя – и понять своих учеников

Что такое педагогическая терапия и для чего она нам нужна

В школе всегда было немало проблем, а сейчас особенно. Многие дети чуть ли не с первых школьных дней попадают в разряд неуспевающих. Неуспевающий – это тот, кто бежит недостаточно быстро. Дети отстают и теряются по дороге… Или мы их теряем? Учителя добросовестно изучают новые методики, покупают литературу, ездят на курсы повышения квалификации. Но чуда не происходит.
Может быть, дело не в методиках?
Или не только в них?

Тысячи учителей по всей стране учатся в системе повышения квалификации. И к сожалению, подавляющее большинство курсов ориентировано на обучение учителя как предметника. Но ограничивать знания учителя только методиками – значит самим себе рыть яму! Владение методиками необходимо, но далеко не достаточно для хорошего учителя.
Преподаватели, работающие с учителями, должны прежде всего говорить о педагогической позиции, об идеологии учителя, о педагогической культуре.
Не менее важно научить слушателей избегать профессионального износа. Ведь учителя – одна из самых униженных социальных групп. Мы должны это учитывать, составляя программы повышения квалификации.
И конечно, значительная часть программы должна быть посвящена ребенку. Многим кажется, что и говорить тут специально не о чем, это само собой разумеется. Однако, когда недавно я рассказывала группе учителей – прекрасных учителей – о возрастной психологии, оказалось, что они слышат это впервые. Многое зависит от таланта, интуиции, но учителю жизненно необходимы знания по психологии. Это неотъемлемая часть профессиональной культуры.
С каждым годом становится все больше сирот и детей-инвалидов, растет количество ребят (в том числе и из богатых семей), испытывающих проблемы в общении с учителями, родителями, сверстниками. Значит, у педагога появляются новые функции, которые связаны с изменением положения детей в России. Этому тоже нужно учиться: как грамотно и эффективно защищать права ребенка; как помогать ему в ежедневной школьной жизни; как увидеть, что ученик неуспешен и ему именно сейчас нужна педагогическая поддержка. Иными словами, учитель должен уметь создавать условия для развития детей.
Некоторые функции современного учителя еще недавно относились к области коррекционной педагогики. А сейчас они востребованы в массовой школе. Ребятам нужно помогать адаптироваться к школе. Но для этого у учителя должно быть время и специальные умения. Детям необходимо компенсировать недостаток внимания и тепла – в современной семье их катастрофически не хватает. И это тоже может сделать школьный педагог. А мы помогаем ему освоить новую сторону профессии – педагогическую терапию.
Я, например, провожу тренинги, во время которых предлагаю учителям мысленно вернуться в собственное детство. Они вспоминают свои детские обиды, проблемы, ситуации, в которых их не любили. В Красноярске ко мне пришла директор школы на консультацию: школьник внезапно стал агрессивным, озлобленным, и подступиться к нему никто из учителей не может. Я, не видя ребенка, ничего посоветовать не смогла. А через несколько дней директора на тренинге вспоминали тот момент, когда их “никто не любил”. Моя собеседница вспомнила, что когда родился младший брат, ей показалось, что ее не только не любят дома, но и вообще не замечают. Потом внезапно замолчала и совсем другим голосом добавила: “А ведь в семье у этого мальчика совсем недавно родился малыш…” Она смогла понять ребенка, его проблемы и переживания только через свои детские воспоминания и обиды.
Предлагаю педагогам вспомнить и те моменты, когда их любили. Спрашиваю: вы это чувствовали тогда или поняли только сейчас? И учителя понимают, что любить ребенка недостаточно, любовь нужно уметь выражать. Словами, жестами, взглядами. Понимание и умение должны быть частью профессиональной культуры учителя.
На конференции “Проблема повышения квалификации педагогов как воспитателей” прозвучала мысль о том, что никакие материальные вложения в образование не решают проблемы повышения нравственности молодежи. А решает учитель. Если он образованный, высокопрофессиональный педагог-воспитатель.
Мы часто слышим о гуманизации образования. Но как совместить ее с такими жесткими требованиями к ребенку и учителю? Недавно я побывала в голландском институте повышения квалификации учителей. И главная проблема, над которой там работают, – это климат и культура в школе. А на мой вопрос, что они считают самым главным в своей работе, сотрудники института ответили: вдохновить учителя.
И мне тоже хочется рассказать каждому учителю, приехавшему на курсы, какой он молодец, как много он умеет в своей профессии. Поэтому, заканчивая каждое занятие, я предлагаю учителям продолжить фразу: “Сегодня я узнал, что я…” Ответы бывают разные: что я могу работать лучше, что интуитивно многое делаю правильно, что я хороший учитель… В этом, на мой взгляд, и состоит главный смысл обучения учителей. А не в том, как лучше (а потом еще лучше) преподавать про “не” с глаголом. Образование – это культура. Мы должны напомнить учителю, что он принадлежит к интеллигенции. Интеллигент – это тот, кто прислушивается к бедам своего народа. А наш народ – это дети.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru