Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №57/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН 
 

Агнесс ван ЗАНТЕН и Патрик РАУ

“Я только старался все время не кричать...”

Первый педагогический опыт всегда неудачен?

В европейских школах происходит активная смена кадров. Как-то так случилось, что поколение революционеров-новаторов шестидесятников состарилось. Пора на пенсию. Кто приходит им на смену? Какие ценности, приоритеты несет с собой новое педагогическое поколение? Чем отличается оно от предыдущего? Два социолога, Агнесс ван Зантен и Патрик Рау, попытались ответить на этот вопрос.
Молодые учителя мало говорят о призвании, о миссии, о служении высшим идеалам. Это скорее было свойственно шестидесятникам, которые хотели посвятить всю жизнь благородной цели воспитания детей в духе демократии и гуманности и, увы, слишком часто ощущали свое поражение, бессмысленность и бесплодность усилий. Юные педагоги практичнее, бережнее к себе. “Через 10 лет меня в школе не будет”, “Работа – это еще не вся моя жизнь, профессия – это не весь я”, “Тот, кто стал учителем по призванию, а потом потерпел крах в классе, перед учениками, будет опустошен, раздавлен как личность. Я не хочу такой судьбы”. Они интуитивно стремятся сделать педагогическое поприще личностно-безопасным. В конце концов, это всего лишь одна из специальностей в ряду всех прочих. Разумный выбор карьеры, стабильное положение в обществе, осмысленная деятельность по сохранению национальной культуры путем передачи ученикам традиций, принципов, норм. Да, именно норм! В нынешних молодых учителях мало желания ниспровергать устои, напротив, пусть будет опора на что-то вечное, неизменное. Это при том, что многие из них сами выросли “без корней” – нетрадиционные школы, нетрадиционные семьи.
Рациональное молодое учительство дружно признает, что первый педагогический опыт ужасен. “Я только старался не кричать все время”, “Бедняжечка, каким ветром тебя занесло в этот вулкан? Этот вопрос звучал во мне ежеминутно”, “Это какое-то крещение огнем”. Одни учатся выживать, менять себя, другие меняют работу. Выжившие не стесняются открыто признать свои слабости, несовершенства (может, потому и выжили), они ищут практичные методики, приемы. “Нет общей педагогики, есть эффективные методы работы”.
В школах с “тяжелым контингентом” стихийно складываются сплоченные команды. Не ради романтики и братства. Просто здесь можно работать только плечом к плечу, создавать пригодную для нормальной жизни атмосферу. Да и в целом опять-таки в отличие от прежнего поколения индивидуалистов молодые более склонны к коллективной работе, к сотрудничеству с коллегами, даже если те преподают совершенно другие предметы, даже если они вообще ничего не преподают. Рамки предмета нынешние учителя воспринимают как некоторую условность, хотя каждый готов вопреки внешней логике отстаивать предметные приоритеты.
Отношения с учениками строятся без панибратства, без показного равноправия, но, пожалуй, с большим уважением. Педагоги охотнее признают в своих подопечных разумных партнеров в общем деле. В то время как старшие скорее вели за собой неразумных отпрысков, заигрывая и прикидываясь своими в доску. Отношения со старшим поколением складываются непросто, оно, как часто бывает, особым почтением не пользуется. Слишком свежи пока его заблуждения, ошибки.
Молодым, естественно, кажется, что раньше было проще, что родители учеников и педагоги лучше понимали друг друга. Сегодня, в ситуации поликультурной, многонациональной школы, им трудно найти общий язык именно с семьей ребенка. К тому же школа перестала быть единственным светочем знаний, единственным источником культуры. Учителя больше не считают себя хранителями священных знаний, избранной кастой. Это облегчает им жизнь, потому что нет повода для обид: недооценили, не уважили. Заставляет внимательно и бережно относиться к различиям: в языке, привычках, уровне жизни. Большинство молодых европейцев – антиглобалисты.
Для многих педагогов школа действительно сыграла роль социального лифта, подняла их статус в обществе. Поэтому они видят в ней мощное средство восстановления социальной справедливости, шанс для детей из бедных семей. Но не уверены в необходимости единой школы для всех: “Мы соберем всех детей в одном классе и что мы будем с ними делать?”
Впрочем, повышенной общественной активностью молодые не страдают. Они не очень вникают в политику, в профсоюзные дела. Их интересует не статус профессии, а конкретные условия работы, жизни. Нет, они не против профсоюзов, пусть будут, только не ради принципа, а ради решения насущных проблем.
Изменит ли новое поколение школу? Шестидесятники ставили перед собой грандиозные цели и мучились от невозможности их осуществления. Молодежь свободна от чувства вины и привязанности к догмам, она нелогична, противоречива, но разумна и конструктивна. Если школа не перемелет их, как мясорубка, то у нее появится шанс на обновление.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru