Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 76 
 

Леонид АШКИНАЗИ

Какие задания ЕГЭ являются творческими?

Фото В. СТРОКОВСКОГО

При ознакомлении с заданиями ЕГЭ возникает ощущение, что составители понимали ограничения, свойственные разным типам задач, и пытались включить в задания как одноходовки с выбором ответа из списка (в России такие задачи называют тестами), так и творческие задачи. Задачи того и другого типа составляют в заданиях ЕГЭ отдельные блоки, а суммарная оценка зависит от результатов по каждому блоку. Но внесение в итоговый документ оценок по каждому блоку позволило бы потребителю оценок (например, вузу) устанавливать более сложные и содержательные критерии пригодности. Логика использования таких двумерных оценок совершенно очевидна, и мы не будем на ней останавливаться.

Данные о результатах ЕГЭ-2003 по всем предметам, причем не только отдельно по частям А+В и по части С (творческие задачи), но и по корреляции этих результатов, приведены в издании “Новости образования” № 17–18 за 2003 год. Воспользуемся этими данными, чтобы ответить на вопрос: по каким именно предметам ЕГЭ задания частей С являются более и менее творческими по сравнению с частью А+В?

Критерием творческого характера задания части С будем считать слабую корреляцию результата с результатом по части А+В. Действительно, если результат по части С определяется результатом по части А+В, значит, ничего нового часть С в данном предмете от экзаменующегося не требует. Если же в данном предмете часть С предъявляет какие-то принципиально иные требования, связь результатов будет слабее. В названном выше издании результаты экзаменов приведены в форме изоуровней плотности распределения оценок в координатах (балл за А+В) – (балл за С). То есть для каждого сочетания оценок А+В и С указано, сколько экзаменующихся получили именно это сочетание. Соответствующие изолинии должны в общем случае иметь вид эллипсов. По мере усиления корреляции эллипсы должны делаться более узкими, а при полной корреляции вырождаться в прямые линии – каждой оценке за А+В соответствует одна оценка за С, отклонений нет. По мере ослабления корреляции эллипсы делаются относительно шире, а при ее отсутствии превращаются в окружности – изменение одной оценки не отражается на среднем значении другой.

Если посмотреть на опубликованные данные, то видно, что по отношению осей эллипсов предметы распадаются на две группы. Для русского языка, обществознания, математики и физики это отношение лежит в пределах от двух до трех, а для географии, истории России, биологии и химии – в пределах от четырех до пяти. Это означает, что для первых четырех предметов степень “творческости” в задачах блока С по отношению к А+В больше, чем для остальных предметов. Если выражаться более осторожно, то можно сказать, что для первых четырех предметов блок С в ЕГЭ в большей степени проверяет не что иное, нежели блок А+В.

Деление задач на творческие и нетворческие является экстремально примитивным. Можно, наверное, увидеть много параметров задач и выделить несколько систем параметров, составленных из независимых параметров каждая. Собственно, это будет параметризация – один из основных шагов при научном подходе к феномену. Создание системы параметров плавно перетекает в создание модели явления. Если видеть задачу как дерево ходов (подобие шахматной партии), то есть преобразований исходных данных, то умение добраться до ответа будет зависеть от скорости элементарных ходов (преобразований), умения выбрать оптимальный путь по дереву и от морального фактора – усидчивости, которая отчасти компенсирует меньшие скорость и умение. В рамках такого понимания идеальной была бы ситуация, когда мы по любому предмету умеем составлять задачи, зондирующие каждое из этих трех свойств экзаменующегося или их заданное сочетание.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru