Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №53/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ № 76 
 

Марина ЦВЕТКОВА,
учитель информатики школы №1946 г. Москвы

К столетию проектного обучения

Марина ЦВЕТКОВАНа рубеже веков школа ищет новые методы обучения, возрождая достижения экспериментальной педагогики прошедшего столетия. В начале ХХ века Д.Дьюи и его последователи (Э.Паркхерст, У.Килпатрик, Е.Коллинс и др.) разработали “метод учения посредством делания”. Большое значение в нем придавалось труду, который, по мнению Д.Дьюи, должен был стать “центром, вокруг которого группируются научные знания”. В.Килпатрик определил такой подход к обучению как проектный, и метод получил название метода проектов. Появились экспериментальные школы, и что примечательно, именно для младших школьников, поскольку акцент в обучении переносился на личность ребенка, развитие в нем активных творческих начал. Это школа Д.Дьюи в Чикаго (1896 г.), Органическая школа (М.Джонсон, 1907 г.), Игровая школа (К.Пратт, 1913 г.), Детская школа (М.Наумберг, 1915 г.), знаменитый Дальтон-план (Е.Паркхерст, 1920 г.), школа Е.Коллинса, работавшая по методу проектов В.Килпатрик, Трудовая школа Г.Шаррельмана (20-е годы), Винетка-план (К.Уошборн, 20-е годы), начальная школа под руководством С.Френе (1935 год, Франция).
Школа и педагогика России на рубеже XIX–XX веков были на подъеме и развивались в тесном взаимодействии с педагогической наукой зарубежных стран. Идеи трудового обучения посредством делания, на основе которых был развит метод проектов В.Килпатрик, нашли свое воплощение в работе российских педагогов в экспериментальных школах: “Дом свободного ребенка” (1906–1909, К.Н.Вентцель), “Сеттльмент” (1907–1908, А.У.Зеленко и С.Т.Шацкий), “Детский труд и отдых” (1909–1918, С.Т.Шацкий). Помимо идей Д.Дьюи и его последователей были продолжены идеи В.П.Вахтерова (конец XIX века) о новом, “эвристическом” методе обучения в противовес накопительному, “предметному”, не формирующему у ребенка целостного знания. Благодаря эвристическому методу обучения в 20-е годы проектное обучение стало развиваться на принципах педагогики личности (идеи свободного воспитания Монтессори, педология П.П.Блонского, концепция развивающего обучения Л.С.Выготского) педагогами С.Т.Шацким (Первая опытная станция, “Бодрая жизнь”), М.М.Пистарком (Школа-коммуна), А.С.Толстовым (Гагинская станция), Н.И.Поповым (Вторая опытно-показательная станция). Проектное обучение, как видно, было продиктовано требованиями времени. Научно-технический прогресс потребовал развития эффективных средств самостоятельной учебной деятельности, доступных любому человеку. Обучение, направленное на достижение плодов трудовой деятельности совместными усилиями, стало социальным заказом XX столетия. Профессиональное определение граждан было главной задачей образования в век стремительного развития новых технологий. Видимо, поэтому акцент в проектном обучении был смещен в инструментально-практическую область, что привело к деформации учебно-воспитательного процесса, снижению роли интеллектуально-теоретической составляющей обучения.
Стиль мышления формируется поколениями. Не случайно, что “машинный” стиль мышления был востребован в 70-е годы прошлого века, когда средства компьютерной деятельности были уже сформированы. Но появился он гораздо раньше. Так и проектировочный стиль мышления имеет свою историю развития. Его основное требование к деятельности человека – возможность и способность реализации открытий, изобретений. Моделирование как мыслительная составляющая и макетирование как практическая сливаются в нем в единый процесс. Меняется мотив деятельности, от установки “надо” к “хочу”. Идеи школы труда, проектного обучения, опирающиеся на новый стиль мышления, объективно не могли работать всеохватно, пока процесс формирования информресурса не получил мощный толчок развития. Им стало появление компьютера, открывшего эру ИКТ – информационных и коммуникационных технологий.
В начале XX века, когда проектное обучение стало предусматривать использование информационного ресурса в качестве архива человеческих знаний в форме библиотек, музеев, коллекций, инструменты доступа к ним оставались традиционно медленными, ограниченными человеческими возможностями чтения, письма, речи. Они не требовали смены стереотипов учебной деятельности, что служило объективным тормозом проникновения проектировочной деятельности в образование. Информационный ресурс образования был разрознен, он исторически не сложился в единую мировую систему, информационные технологии доступа к нему были технически ограничены (почта, кинематограф, телеграф, полиграфическая продукция), проектировочное мышление – фрагментарным, исключением из правил, привилегией исследователя, ученого, изобретателя.
Открытие информационных и коммуникационных технологий для широкого доступа людям всего мира послужило катализатором внедрения проектного обучения в образование. Отдельные яркие проявления его использования наблюдались на протяжении XX столетия. Машинопись, фотодело, слайд-проекторы, мини-типографии, телефон, телевидение, внедрившись в быт людей, буквально на глазах разрушали границы между странами, выведя коммуникативные качества мышления на первое место, как бы подготавливая человечество к информационному единению с помощью компьютерных и сетевых технологий. В 40-е годы Новая школа Селестена Френе, французского педагога, подтвердила, что новые информационные технологии активно продвигают личность на основе саморазвития и самомотивации, важнейших принципов проектного обучения. Неудивительно, что сегодня во всех странах педагоги говорят о возрождении проектного обучения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru