Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ОБРАЗ 

Наталия ЗВЕНИГОРОДСКАЯ

Ушел, чтобы вернуться

Алексея Ратманского не приняли в Большой танцовщиком. Зато взяли главным балетмейстером

Алексей Ратманский. «Тарантелла» Джорджа Баланчина. Фото Михаила Логвинова

Алексей Ратманский. «Тарантелла» Джорджа Баланчина.
Фото Михаила Логвинова

Предстоящий сезон для Алексея Ратманского станет первым полноценным сезоном в качестве художественного руководителя балета Большого театра. Начальство, как известно, надо знать в лицо. Лицо артиста – его творческая биография.
Так кто же вы, Алексей Ратманский?
Родился в Ленинграде. В 1986 году окончил Московское хореографическое училище, в 1992-м – балетмейстерский факультет ГИТИСа. В 1986–1992 и 1995–1997 гг. – солист Киевского театра оперы и балета, в 1992–1995-м – Королевского Виннипегского балета в Канаде, с 1997-го – Датского Королевского балета. Работал с Бежаром, Килианом, Ноймайером, Эком, танцевал в балетах Баланчина и едва ли не всех выдающихся хореографов ХХ века. Был партнером Майи Плисецкой в шедевре Нижинского «Послеполуденный отдых фавна» (Финляндия, 1999). Автор более 20 постановок в различных театрах мира. Заслуженный артист Украины. Лауреат I премии Украинского конкурса артистов балета (1988), обладатель Золотой медали и приза Вацлава Нижинского Независимого конкурса артистов балета имени Сергея Дягилева в Москве (1992). Дважды увенчан «Золотой маской» («Сны о Японии» – 1999, «Светлый ручей» – 2004). В 2002-м за вклад в культуру Дании возведен в сан рыцаря ордена Датского флага.
Ратманский-хореограф давно и хорошо известен. Первый балет он поставил еще в училище в 1983 году. А знаменитым его сделали «Взбитые сливки» и «Юрлиберлю», «Прелести маньеризма» и «Поцелуй феи», «Средний дуэт», «Поэма экстаза», «Золушка», «Леа». В Мариинку его пригласил сам Гергиев. И в том, что Большой театр сделал прекрасное приобретение, сомневаться не приходится. Лучшей кандидатуры сегодня не найти.
Иные скажут – баловень судьбы. Кто-то называет аутсайдером.
Большой театр обрел Ратманского. Большой театр его потерял. Обрел сегодня. Потерял давно и невозвратно, непоправимо. На днях Ратманскому исполняется тридцать шесть. Для танцовщика возраст пенсионный. И Ратманский уходит. Уходит неузнанным. Живым воплощением любимого нашего правила. Что имеем, не храним. Да и потерявши не больно-то убиваемся.
В 1986-м Москва упустила возможность заполучить танцовщика поистине блистательного, индивидуальность редкую, каких не было у нас со времен золотого века советского балета. Выпускник МХУ, отличник, как и его однокашник Владимир Малахов, оказался никому не нужен. Решающий аргумент – отсутствие столичной прописки. Не взяли ни в Большой, ни в Музыкальный, ни даже к Наталии Сац. Так что отправилось юное дарование в послечернобыльский Киев, где жили родители и где Алексей провел детство.
О Ратманском заговорили в 1992-м, когда он получил Первую премию на Международном конкурсе имени Дягилева. Заговорили еще и потому, что помимо очевидной одаренности он поражал сходством с Нижинским. Сходство было не просто внешним, а сквозьвременным, танцевально-генетическим. Алексей напоминал не реально жившего некогда приземистого, с непропорциональной фигурой и слишком мускулистыми ногами Вацлава Фомича, которого никто из нас, понятно, знать не мог, а Вацлава-легенду. Того Вацлава, которого мы как будто прекрасно знаем, помним. Не памятью – воображением. Тем более что танцевал Ратманский «Видение Розы», это действительно был сон. Неудержимый, искристый темперамент. Завораживающей пластичности певуче-лианные руки. Глубинное, природное (чтобы не сказать – нутряное) чувство танца. Ратманский чуял Нижинского, мощными импульсами посылая это ощущение в зал. Подобный аттракцион таил немалую опасность: куда как заманчиво сделаться нью-Нижинским, можно даже целую программу составить из номеров легендарного фавна да колесить с ней по городам и весям. Однако этого не произошло. Удивительное сходство оказалось не игрой природы, а результатом глубокого и осознанного проникновения в образ. Способности конструктивно мыслить, глубоко чувствовать и вдохновенно воплощать родившийся в душе идеал.
Но и после этой победы многообещающий танцовщик не понадобился никому, кроме разве что далекой Канады.
Когда в 1995-м, после трехлетней работы в Виннипеге, Ратманский гастролировал в Москве, это был уже зрелый артист. Три сезона в другой стране, другой школе, другой стилистике. Три года напряженных, изнуряющих. Три года, открывших ему мир. Теперь это был Мастер.
Наделив его огромным даром, природа в остальном поблажек не дала. Не жалели и любимые педагоги. С 10 лет Алексею твердили о недостатках, тем более что рядом у станка стоял Владимир Малахов, обладавший, по общему признанию, идеальными данными. Ратманский не сломался. Он вообще не из ломких. Он вытесал, вылепил, изваял себе тело – чуткое и умное. Его некогда необузданный темперамент «объезжен», что вовсе не значит укрощен. Он вплавлен в жесткую, прочную, при этом неизменно изысканную форму, отчего не угасает, а напротив, становится жарче, пульсирует энергичнее. Его роли – большие ли, малые – отпечатались в памяти.
Вот он в «Утренней серенаде шута» на музыку Равеля. В эти минуты за ним вся многовековая, всесветная культурная генеалогия шутовства. Или «Кармина Бурана» Орфа. Венецианская баутта, карнавальное веселье со зловещинкой. Представьте, что комедианты Калло с их чарующей энергетикой вдруг ожили. Упругие извивы тел, тончайшая филигрань движений при взбесившемся темпе. Несегодняшнее, реликтовое какое-то чувство стиля, сродни Бенуа или, может быть, Сомову. Бесовская интуиция, генетическая память и удивительная в молодом еще человеке мудрость. Кураж, восторг – и ирония. Он по-своему, без опасливой оглядки, трактовал Баланчина, Бежара, Мясина. Снобы ворчали: пусть-ка попробует взяться за старую добрую классику – не выдюжит. И тогда в одной из гастрольных программ Ратманский станцевал второй акт «Жизели».
Такого Альберта никогда не было и никогда уже не будет. Каким внутренним зрением нужно обладать, чтобы очистить роль от десятилетиями налипавших чешуек омертвелой традиции, не затерев, а высветив тончайшие алмазные грани? Каким чувством времени нужно быть наделенным, чтобы приблизить романтического графа к нам – не обряжая в драные джинсы или камуфляж, а каким-то непостижимым образом сделав его переживания не карамельными, но внятными нам, живыми? Каким артистизмом нужно овладеть, чтобы заставить многое повидавших, солидных людей, себя не помня, без устали кричать и кричать «Браво!»? Таким внутренним зрением, таким чувством времени и таким артистизмом, какие делают из актера, танцовщика – артиста, художника.
Пушкин сказал: «Цель художника есть идеал». Идеал недостижим, к нему можно лишь приблизиться. Весь вопрос в том, насколько. Когда танцевал Ратманский, становилось ясно: подойти можно очень и очень близко. Вот-вот, кажется, рукой подать. Единственное, что не позволяло утверждать, что идеал достигнут, – аксиома: не достичь его, словно линии горизонта.
Однако все это Москва, по случаю «одалживая» своего воспитанника у Киева, Канады, Дании, видела лишь урывками. Как на грех позабыв, что век танцовщика короток. Теперь Ратманскому тридцать шесть, и он уходит. Уходит, чтобы вернуться.
Танцовщики часто становятся хореографами, редко – хорошими. Ратманский стал хорошим хореографом. Отныне Москва связывает с ним большие надежды. Он талантлив, видел мир, знает современную ситуацию. У него есть чувство собственного достоинства и нет комплекса неполноценности. К тому же у новоиспеченного администратора счастливый характер и удивительная работоспособность. Все это вместе взятое сулит, хочется верить, успех и Большому балету, и вчерашнему аутсайдеру. Ведь они друг другу не посторонние.

Спонсор публикации статьи: компания «БАЛАГАН» - продажа билетов в государственный академический Большой театр. Если Вам требуется приобрести билеты в большой театр срочно, то посетив сайт компании по адресу http://bolshoi-theatr.com/, Вы сможете купить билеты онлайн с доставкой по Москве.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru