Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №52/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

Я ИДУ С УРОКА 
ПО СЕКРЕТУ ВСЕМУ СВЕТУ 

“Что ж это такое в самом деле?! Как это – в школу можно не ходить?! Это что, провокация? Сентябрь ведь на носу!” – может возмутиться кто-то из читателей. Да, на носу. Более того, на носу августовский педсовет. И вот в то самое время как передовая педагогическая общественность будет обсуждать проблемы тотальной модернизации школ всея Руси и грядущего поголовного перевода всех старшеклассников на профильное обучение, мы на полном серьезе предлагаем обсудить на августовском педсовете мнения каких-то там мамаш. Одна из них, например, считает, что большинство современных навороченных развивающих методик ребенку не то что бесполезны, а просто-таки вредны. Другая же мамаша полагает, что детей в школу и вовсе отдавать не нужно.
Казалось бы, зачем учителям нужно быть в курсе каких-то там экстремальных, чуть ли не “вредных” родительских мнений да еще обсуждать их с коллегами? Как это зачем! Ведь подобные пристрастные (читай: неравнодушные) мнения со стороны могут стать не просто тревожным звоночком, но и прекрасным поводом для пересмотра (“начни с себя!”) собственной работы, а значит, личной профессиональной позиции, привычных методических подходов.
И тогда, глядишь, учителя перестанут прикрываться спущенными сверху начальственными циркулярами и новомодными лозунгами-однодневками, а раскрыв глаза, прочистив уши и засучив рукава, займутся своим прямым делом – обучать и воспитывать учеников по совести и здравому смыслу.

Рисунок А.Пахомова к книге С.Маршака “Школьные товарищи”, М., 1936

Ксения ПОДОРОВА,
мама троих детей (уже больших и не очень)
г. Санкт-Петербург

В школу можно не ходить

Уже двенадцать лет я знаю это совершенно точно

За это время двое моих детей успели, сидя дома, получить аттестаты (раз уж было решено, что это может им пригодиться в жизни). И третий ребенок, не ходя на уроки, сдал экзамены за начальные классы и пока не собирается на этом останавливаться.
Честно говоря, я не переживаю. И не мешаю им самим выбирать ту “замену” школе, до которой они могут додуматься.

Когда старший сын учился в средней школе, я стала замечать, что он слишком часто упоминает ситуации такого типа: “Я сегодня на математике такую интересную книгу начал читать”. Или: “Начал на истории писать партитуру новой симфонии”. Или: “А Петя, оказывается, здорово в шахматы играет – мы с ним на географии пару партий успели сыграть”.
Я и задумалась: а для чего он вообще ходит в школу? Учиться? Но на уроках он занимается совершенно другими делами. Общаться? Но это можно и вне школы делать.

Переворот в сознании

И тут в моем сознании произошел долгожданный переворот. Я подумала: “А может, ему вообще не стоит ходить в школу?!” Несколько дней мы обсуждали эту идею. А потом я пошла к директору и сказала, что мой сын больше школу посещать не будет. (После многие мои знакомые говорили: “Да, повезло тебе с директором! А вот если бы она не согласилась?” Да не в директоре дело! Ее несогласие ничего не изменило бы в наших планах. Просто наши дальнейшие действия в этом случае были бы немного другими.)
Директор (до сих пор вспоминаю ее с симпатией и уважением) искренне заинтересовалась нашими мотивами, и я довольно откровенно рассказала ей о своем отношении к школе. Она сама предложила мне способ дальнейших действий: написать заявление о том, что я прошу перевести моего ребенка на домашнее обучение, а она договорится в роно, что мой ребенок (по причине своих якобы “выдающихся способностей”) в качестве эксперимента будет учиться самостоятельно и сдавать экзамены экстерном в этой же школе.
Так мы забыли о школе почти до конца учебного года. Сын увлеченно занялся всеми теми делами, на которые у него вечно не хватало времени: целыми днями писал музыку и озвучивал написанное на “живых” инструментах, а ночами сидел за компьютером – обустраивал свою BBS (если среди читателей есть “фидошники”, они знают эту аббревиатуру). И еще он успевал читать все подряд, изучать китайский язык (просто так – ему это было интересно в тот период), помогать мне в моей работе по переводам и перепечатке рукописей на разных языках, устанавливать электронную почту (тогда это еще считалось очень сложной задачей – приходилось приглашать умельца), развлекать младших детей… В общем, он был безумно рад обретенной свободе от школы. И не чувствовал себя обделенным.

Цена свободы

В апреле мы вспомнили: “Ой, пора готовиться к экзаменам!” Сын достал запылившиеся учебники и 2–3 недели интенсивно читал их. Потом мы с ним вместе сходили к директору и сказали, что он готов сдавать.
На этом мое участие в его школьных делах завершилось. Он сам поочередно “отлавливал” учителей и договаривался с ними о времени и месте встречи.
Все предметы удавалось сдать за одно-два посещения. Учителя сами решали, в какой форме проводить экзамен: или это было просто собеседование, или что-то вроде письменной контрольной работы. Интересно то, что почти никто не решился поставить по своему предмету “5”, хотя мой ребенок знал ничуть не меньше, чем обычные школьники. Любимой оценкой стала “4”. (Но нас это ни-
сколько не огорчало – такова была цена свободы.)
Когда-то действительно считалось, что каждый ребенок обязан ежедневно ходить в школу. И если выяснялось, что кто-то этого не делает, к нему могли прислать сотрудников какой-то специальной организации (кажется, в названии были слова “охрана детства”, но я в этом не разбираюсь, так что могу ошибаться). Чтобы ребенок получил право не ходить в школу, ему нужно было сначала получить медицинскую справку о том, что он “не может посещать школу по состоянию здоровья”. Вот почему меня часто смущенно спрашивали:
– А чем больны ваши дети?
– Ничем, – спокойно отвечала я.
– Но тогда почему?!! Почему они не ходят в школу?!!
– Не хотят.
Немая сцена. Кстати, гораздо позже я узнала, что некоторые родители просто покупали такие справки у знакомых врачей.
Но вот летом 1992 года Ельцин выпустил исторический указ, в котором было объявлено, что отныне любой ребенок (независимо от состояния его здоровья) имеет право учиться дома!!! Более того, школа должна доплачивать родителям таких детей за то, что выделенные государством деньги на обязательное среднее образование они реализуют не с помощью учителей и не в помещении школы, а самостоятельно и у себя дома!

Уже двое

Когда подросла моя дочь, я ей предлагала вообще не начинать ходить в школу. Но она была “социализированным” ребенком: начиталась детских книжек, где настойчиво высказывалась мысль о том, что пойти в школу – это очень престижно. А я, будучи сторонницей “свободного” воспитания, не собиралась ей это запрещать. И она отправилась в первый класс.
Ее хватило почти на два года!!! Только к концу второго класса ей надоело это пустое времяпрепровождение, и она объявила, что будет учиться экстерном, как старший брат.
Я отнесла директору школы еще одно заявление. И теперь у меня не ходили в школу уже двое.

В любом возрасте

А в прошлом году я пришла договариваться об экстернате для моего третьего ребенка.
Представьте ситуацию: я прихожу к завучу и говорю, что хочу записать ребенка в школу. В первый класс. Завуч записывает имя ребенка и спрашивает дату рождения. Выясняется, что ребенку 10 лет. А теперь – самое приятное. Завуч реагирует на это спокойно!!! И даже показывает официальный документ об экстернате, в котором черным по белому написано, что любой человек имеет право прийти в любое государственное учебное заведение в любом возрасте и попросить, чтобы у него приняли экзамены за любой класс средней школы (не спрашивая никаких документов об окончании предыдущих классов!!!) А администрация этой школы обязана создать комиссию и принять у него все необходимые экзамены!
То есть можно прийти в любую соседнюю школу, скажем, лет в 17 (кстати, вместе с моей дочерью получали аттестаты два бородатых дяденьки – ну приспичило им вдруг аттестаты получить) и сразу сдать экзамены за 11 класс. И получить тот самый аттестат, который всем кажется таким необходимым предметом.

Должен отработать

Однажды вскоре после нашего переезда я – больше из любопытства, чем из нужды – зашла в ближайшую к дому школу и попросила аудиенции у директора.
Я ей рассказала, что мои дети давно и бесповоротно перестали ходить в школу, а в данный момент я ищу место, где можно быстро и недорого сдать экзамены за 7 класс. Директору (приятной молодой женщине с вполне прогрессивными взглядами) было очень интересно со мной пообщаться, и я охотно рассказала ей о своих детях. Но в конце разговора она посоветовала мне поискать какую-нибудь другую школу.
Они действительно по закону были обязаны принять у меня заявление о приеме моего ребенка в школу и действительно разрешили бы ему домашнее обучение. С этим никаких проблем не было бы. Но мне объяснили, что обычные учителя, которые составляют в этой школе “решающее большинство”, не согласятся на мои условия домашнего обучения: чтобы ребенок за один раз сдавал весь годичный курс?! Ребенок не может сдать всю программу за одно посещение! Он должен “отработать положенное количество часов”! То есть их абсолютно не интересуют реальные знания ребенка – их беспокоит только время, потраченное на учебу.
Им нужно, чтобы ребенок посещал все контрольные работы в конце каждой четверти. Ну и конечно, от ребенка потребуют участия в “жизни класса”: мыть стены и окна по субботам, собирать бумажки на территории школы и так далее.
Понятно, что я отказалась.

Не понимаем

Но директор тем не менее сделала для меня именно то, что мне было нужно! (Просто потому, что ей понравился наш разговор.) А именно: мне нужно было взять в библиотеке учебники за 7 класс, чтобы не покупать их в магазине. И она тут же позвонила библиотекарю и распорядилась выдать мне бесплатно под расписку все необходимые учебники до конца учебного года.
Так что моя дочь прочитала эти учебники и спокойно (без прививок “участия в жизни класса”) сдала все экзамены в другом месте, после чего мы отнесли учебники обратно.
Так что – при желании! – она бы могла пойти в любую школу и учиться там дальше вместе со сверстниками.
Вот только желания такого у нее почему-то нет. Наоборот. Ей, как и ее братьям, да и мне самой, такое предложение кажется бредом. И мы не понимаем, зачем нормальному человеку ходить в школу.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru