Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД
СЮЖЕТЫ

Беспокойная обитель

Главным памятником города Череповца считается храм Воскресения, стоящий на горе.
Некогда здесь располагался знаменитый Воскресенский монастырь. Но слава у него была довольно странная.

Некий отец Макарий Хворостинин, всего месяц прослуживший в той обители, вдруг начал ходатайствовать о переводе на другое место. Резоны приводил довольно необычные: “При том монастыре вблизости воровские люди и разбойники, хотя многолюдство не токмо ночных времен, но и в день, села и деревни огнем жгут и в них обывателей грабежом до остатку разоряют, а иных и до смерти убивают”.
Якобы “в прошлых годах… они разбойники в монастырь прихаживали и разорение чинили немалое, и при том монастыре несколько человек побив до смерти, монастырское село Федосьево, дворов с пятьдесят, сожгли”.
Увы, сама обитель тоже не была чрезмерно благостной. Особенно во времена архимандрита Исайи. Усердия этого менеджера были упомянуты в грамоте, составленной в 1669 году самим российским патриархом Питиримом: “Ведомо нам Святейшему Патриарху учинилось, что у вас в монастыре от бывшего архимандрита Исайи разорено, а с тех мест настоящей церкви и церковной утвари, и риз, и стихарей нет же, а которая монастырская ограда и кельи от пожару отстоялось, и то все погнило, а ты, архимандрит, ничего не строиши же, норовя монастырским крестьянам”.
Гнев патриарха ровным счетом ни к чему не приводил, и спустя пятнадцать лет о том монастыре докладывали новому патриарху, о. Иоакиму: “Монастырская ограда… не строена, а погнила гораздо вся”.
Беспорядки тем не менее не ограничивались упадком монастырского хозяйства. В 1655 году крестьяне написали жалобу на руководство той обители: “Тот архимарит с братиею живет не по монастырскому чину, пьет и бражничает, вино с кабака покупает и посулами емлет, и детей и племянников у себя держит. Да у него же, архимарита, небрежением и пьянством в монастыре сгорела хлебня, да в другом по ем сгорели четыре кельи, да и ограды треть выгорела, да и в третьей по ем и церковь загорелась – насилу отняли, а все их небрежением. Да того же архимарита племяник да старцовы дети нашу братию, крестьян, бьют и по клетям ходят, и мы, сироты, бьем челом на них архимариту с братьею, и оне управы и сыску на них не дают. А на которые плутов прежние власти имали явки и записи, и оне явки и записи из казны выдают. А и нонечи, государь, крестьянина взяли на Белоозеро в головном деле, и губной его посадил в тюрьму, а и то сделалось бражничеством. А прежде, государь, архимарита Еуфимья по твоему государеву указу был строитель Иоасаф. И он не бражничал, и старцев в пиры не отпущал, вина и пива в монастыре не держал, и о твоей государевой вотчине радел, и расправу всякую промеж нами чинил, а кои были в губном деле на Белоозере, и тот строитель их из губы вынял”.
Увы, о временах добропорядочного “Еуфимья” оставалось лишь с тоскою вспоминать. Один архимандрит сменял другого, в жизни же Воскресенского монастыря особых перемен не наблюдалось. Жить же там становилось все опаснее. К примеру, в 1702 году монахи жаловались на двух монастырских старцев, Исидора и Иону: “…живут нечинно, пьют и бражничают и носят с собой по два ножа… и держат у себя пистолеты… Иона ходил по монастырю со шпагой и с большим востроконечным ножом за богомольцами гонялся”.
Увы, такие случаи были отнюдь не единичны. И в результате в 1764 году Воскресенский монастырь был упразднен. А спустя 13 лет императрица обнародовала свой указ: “Всемилостивейше повелеваем в Новгородском наместничестве на устье реки Суды, впадающей в Шексну, учредить при Череповецком монастыре для пользы водяной коммуникации город под именованием город Череповец и при возобновлении выборов в оном наместничестве с начала будущего 1780-го года приписать к сему новому городу уезд и учредить в нем судебные места, а между тем представить Нам план, как новому городу быть надлежит. Екатерина. Санкт-Петербург”.
И хотя монастыря более не было, при нем образовался целый город.
От обители остался лишь собор. Жизнь в нем текла спокойная и уж конечно более благостная. При нем даже устроили благотворительное учреждение – так называемую “богадельню для престарелых бедных”.
А в 1895 году здешний учитель господин Афетов возмущался: “Исторические документы так легко утрачиваются, попадая в руки невежественных лиц… Например, архив Череповецкого Воскресенского собора теперь уже не существует, древняя вкладная книга исчезла – это произошло по изумительному невежеству некоторых личностей”.
Что ж, может быть, оно и к лучшему.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru