Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №51/2004

Первая тетрадь. Политика образования

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ МЕРИДИАН

Две фотографии с третьего этажа финского дома

Мы много спорим, чему бы такому научить ребенка, чтобы это ему в жизни пригодилось, да еще качественно научить, чтобы не только на бумаге. Какие формулы, правила, теоремы важнее? Финская школа (напомним, одна из лучших в мире по результатам международного тестирования) точно знает, чему надо учить. Совсем не правилам и не формулам (они приложатся, если надо) – умению жить с людьми, общаться с ними, любить их. Эти приоритеты в образовании действительно реализуются в педагогической практике.
Российские школьники летом, как правило, забывают то, чему их учили зимой. Зачем летом правила пунктуации? Приходится начинать с повторения, возвращаться на шаг назад. Финские ребятишки все лето тренируются в общении и взаимопонимании – главных предметах школьной программы.

Фотография первая
Аттестат за первый класс


День был весенний, сегодня давно ушедший, но запомнившийся по крайней мере до середины нынешнего августа.
День был счастливый.
Во дворе нашего финского дома вывесили бело-синий флаг – праздник!
Определенного названия у этого праздника нет, но все знали: конец учебного года, школьники получают аттестаты, и родители ведут их в парк развлечений или, например, есть мороженое в только что побеленный к лету веселый портовый ресторанчик «Lokki» («Чайка» по-русски).
Аттестаты выдавали в семь тридцать утра. Родители начальной школы Ялкаранта нарядили чуть проснувшихся, выпивших стакан традиционного сока и проглотивших ломтик хлеба с соленым маслом детей и вместе с ними пришли в класс.
Наступила не слишком торжественная тишина, и слово взяла учительница, которую все уважали – это было видно по серьезному выражению и детских, и взрослых лиц, хотя называли ее по имени без отчества. Она сказала про прошедший год все только хорошее и похвалила детей за упорное учение. А потом каждому учительница выдала аттестат, одобрив еще раз и пожав руку.
Родители, волнуясь, развернули документ.
Любого из нас, русских, окончивших за свою жизнь не одно учебное заведение, а тем более учителей, не раз выдававших подобные свидетельства своим ученикам, наверное, удивил бы финский документ об окончании одного из классов начальной школы. Наверху крупными буквами в нем написано главное, ради чего год, два, три назад семилетний мальчик или девочка отправились в школу: «ДЕЙСТВУЕТ СОГЛАСНО ЦЕЛЯМ ОБУЧЕНИЯ». Предельно понятно: когда идешь в школу, ты это делаешь не потому, что так надо – и все! – а потому, что у тебя самого есть цель – научиться уму-разуму, а учителя помогут этой цели достигнуть.
Вместо привычных для россиян пятерок и троек в аттестате финны просто ставят крестик в соответствующей графе, отмечая, как у ребенка идет работа по достижению этих самых образовательных целей, принятых в стране: «редко», «по-разному» или «обычно».
Интересно посмотреть на приоритеты финской школы, отраженные в аттестате, ведь в любом подобном документе вначале стоят самые важные для обучения дисциплины (в России это математика, русский язык, чтение), а уж потом то, что к ним прилагается. В финском аттестате – прежде всего социальное поведение и рабочие умения. Финнов можно понять, если знать разницу главных целей школьного образования в Финляндии и России. У нас стоит вечная задача подготовки разносторонне развитого человека с сильным уклоном почему-то в естественные науки, а финны провозглашают, что их школа готовит свободного человека, ответственного за свою жизнь и судьбу, самостоятельного в получении знаний. Вот почему маленьким финским ученикам (впрочем, и не только маленьким) так важны навыки социального поведения и рабочие умения.
Далее в аттестате можно увидеть нечто похожее на нашу справку: «прослушал такие-то курсы…» – с набором самых разных предметов. Успешность этого прослушивания фиксируется только по двум из них: а) родной язык и литература и б) математика. Причем отметок опять-таки нет. Крестики ставятся в графы: «успевает неуверенно», «успевает по-разному», «успевает хорошо».
Вот и весь аттестат. Вдохновляющий, а не угнетающий любого из детей, абсолютно понятный родителям и исключающий любое несогласие с их стороны, строго соответствующий целям образования, установленным финским государством.

Фотография вторая
Проверка знаний


У кого в Финляндии нет велосипеда? Даже семидесятилетние дедушки надевают на свои седые головы разноцветные велосипедные шлемы и, лихо крутя педалями, едут с горки на горку к какому-нибудь супермаркету. Что говорить о детях! У каждого уважающего себя финна кроме удочки и березового веника для сауны есть велосипед.
У нашего русского Ивана велосипеда не было.
Всю прошлую зиму и весну он ходил в школу за два километра пешком. Правда, весной стал ездить на роликах. Велосипед был мечтой.
И вот как раз в середине лета мечта сбылась. Поехали в Хельсинки покупать велосипед и купили.
Но, оказывается, не один Иван ждал этого момента. Вся дворовая компания, увидев в окна, что новенький, пока разобранный Ванин велосипед выгружают из багажника, немедленно слетела вниз. Ребята выкатили из кладовок свои маленькие и большие велосипеды и припарковали их рядом с нашим подъездом. Все столпились внизу, нетерпеливо махали руками и требовали, чтобы велосипед немедленно был собран и чтобы Иван прокатился на нем вокруг дома при всеобщем обозрении.
– Боже мой, – волновались мама с бабушкой, – ведь Иван-то и кататься не умеет, а уже большой мальчик! Ведь засмеют! Точно засмеют! В Москве бы засмеяли!
Но вот велосипед собран. Мама взялась показать Ване, как крутить педали и рулить не теоретически, а на практике. И, если дети будут смеяться, она решила Ивана как-нибудь спасти.
– Йе-ссс! – закричали дети, когда Иван с мамой выкатили новый велосипед на дорожку.
– Йе-ссс! – одобряюще вопили они, когда Иван смело залез на седло и поставил одну ногу на педаль.
– Это не страшно, это весело! Велосипед – отличная штука! У тебя уже здорово получается! – Ребятишки наперебой подбадривали Ивана, кружа вокруг него на своих видавших виды железных лошадках. Никто и не думал смеяться или дразниться. Маме было предложено возвратиться домой. Юсси взял обучение Ивана велосипедной езде в свои руки. Еще некоторое время он не отходил, точнее, не отъезжал от него. Но тот оказался способным учеником. И вот Иван уже катится совсем самостоятельно по гальке дорожного покрытия, по траве, по еще не высохшему после дождя асфальту…
Стало абсолютно ясно, что финские дети не только не собираются иронизировать над его пока неумелой ездой, но абсолютно счастливы приобщить к своему велосипедному племени еще одного приятеля. Кто и как учил их такому терпению и толерантности? Может, это просто общий уровень социального поведения, впитанный с рождения? Ведь, вернее всего, толерантность – врожденное чувство. Подарок природы каждому появившемуся на свет человеку. Маленький ребенок, безусловно, принимает условия своей жизни, спит ли он на руках у грязной нищенки на вокзале, в кружевных ли простынях богатой колыбели или на полу лесного домика финского рыбака. И если мы хотим, чтобы это замечательное чувство приятия другого не угасло с годами, его, видимо, надо просто аккуратно поддерживать, прежде всего в мелочах семейной и школьной жизни, в терпении и попытках понять, разглядеть ребенка, особенно пока он маленький и так не похож на нас, взрослых. Не исключено, что финские родители и учителя это понимают.
С того дня весь двор с утра пораньше наполнялся маленькими и большими велосипедистами. Ребятишки без устали гоняли туда-сюда на своих двух- и трехколесных велосипедах, с одной рукой и без рук, подпрыгивая на кочках, виртуозно объезжая малышей в песочнице, с веселым шипением тормозя на каждом повороте. Но если у кого-то железный конь ломался или на пару дней у него сдувалась шина, велосипедный бум негласно сворачивался. Все терпеливо ждали, когда конягу починят и он снова будет гарцевать со всеми, позванивая перед поворотами.

Елена ХИЛТУНЕН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru