Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №50/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА
КИНОПРОБЫ

Летом музы, как и большинство из нас, тоже любят взять отпуск. Но «мертвого сезона» в искусстве не бывает. Под Тверью только что завершился фестиваль рок-музыки «Нашествие». В Выборге начинается киномарафон «Окно в Европу». А дальше – «Киношок» в Анапе. Сегодня мы рассказываем о событиях, тоже относящихся к нынешнему лету. Выдающийся украинский актер Богдан Ступка получил приз Московского международного кинофестиваля за лучшую мужскую роль. Один из крупнейших российских режиссеров, Кама Гинкас, завершил трилогию по рассказам Чехова. А летний номер журнала «Дружба народов» представил три удивительных рассказа молодого прозаика Юрия Пупынина.

Между своими и чужими

Неразгаданные персонажи Богдана Ступки

После того как украинский актер Богдан Ступка, потрясающе сыграв в российском фильме “Свои” сельского старосту в услужении у немцев, который вынужден прятать в своем доме сбежавшего из плена сына-красноармейца вместе с его двумя товарищами по несчастью, получил за эту роль премию на Московском международном кинофестивале, о нем заговорили как об исполнителе трагедийного, поистине шекспировского размаха. Практически одновременно Ступка появился и в “Водителе для Веры” в весьма драматичном образе попавшего в опалу советского генерала накануне краха “хрущевской эпохи”. И сразу же из этого 62-летнего крупного мастера сцены, давно известного на своей родине и за ее пределами по театральным работам классического репертуара (среди отмеченных государственными премиями еще СССР, а также Украины – его роли в спектаклях “Украденное счастье”, “Дядя Ваня”, “Тевье-Тевель”), бойкие журналисты попытались сотворить “новую кинозвезду”. Словно и не было позади свыше тридцати лет пребывания Богдана Ступки на экране, хотя нельзя сказать, что более пятидесяти картин, в которых он снялся за это время, явились заметными произведениями. Ему чаще поручали довольно отрицательные роли в кино (особенно впечатляющим получился небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме “Николай Вавилов”). Так уж повелось с самой первой – и действительно звездной – работы Ступки в прославленной картине “Белая птица с черной отметиной”, кстати, получившей в 1971 году Золотой приз на МКФ в Москве, где он выступил одним из братьев Звонарей.
По-настоящему заманчиво сравнить трагического по своей судьбе Ореста Звонаря (он подался во время войны в отряд украинских националистов, уведя с собой и дочь священника Дану, а в итоге всех перипетий покончил с собой) и ныне воплощенного Богданом Ступкой в “Своих” явно неоднозначного характера уже пожилого, но крепкого и волевого мужика, который пострадал от советской власти в период раскулачивания. Ему в пору бы навек озлобиться, мстя завистливым односельчанам и неблагодарной родине за годы лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать старостой при немцах, он скорее озабочен тем, как выжить самому, его семье и прочим обитателям деревни на Псковщине, попросту переждать лихую пору, по-крестьянски мудро и даже с хитрецой снося неизбежное зло – незваных оккупантов, как и раньше таща бремя в эпоху коллективизации.
Чужаки придут и уйдут, а вот свои останутся навсегда. С ними жить и по мере сил добра наживать – не только в материальном, но и в духовном плане. Ибо нравственно и по-человечески справедливо все то, что оказывается на пользу или же в угоду жизни. Пусть от беглого энкавэдэшника родится в будущем ребенок у дорогой сердцу молодухи, которую ты сам уже не можешь осчастливить, а родной сынок хоть несколько дней помилуется со своей девахой – может, и она тоже понесет, как говорят деревенские… Важно, чтобы жизнь продолжалась несмотря ни на что и вопреки всему. Даже если ради этого придется убить немецкого прихвостня-полицмейстера и его пьяную компанию, спасая сына, а главное – двух дочерей, арестованных в качестве заложниц.
Своеобразный момент истины в этой роли Ступки из “Своих” – достаточно долгая для кинематографа актерская пауза, молчаливое, но подлинно напряженное обдумывание дальнейших действий, когда надо решиться на отчаянный шаг во имя всех родных да и тех пришлых, что волею случая теперь повязаны с тобой. Мы словно видим человека изнутри. Однако Богдан Ступка не был бы хранителем богатой театральной традиции, если бы одновременно не мог с помощью внешнего рисунка воспроизвести заметную перемену в персонаже, отныне готовом идти до конца. Поневоле возникает ассоциация с тем, как ведут себя накануне неотвратимых испытаний мощные шекспировские личности, допустим, Лир или Ричард III.
Но ведь не менее запутана и сложна ситуация в “Водителе для Веры”, когда высокопоставленный военачальник должен во что бы то ни стало сохранить свою честь и в профессиональном плане (чины из КГБ хотят сделать его козлом отпущения в политической игре в верхах на фоне зреющего заговора против надоевшего генсека), и в частной жизни (дочь-хромоножка, воспитывавшаяся без матери, забеременела неизвестно от кого). Ступка предпочитает раскрыть в генерале из “Водителя для Веры” прежде всего человеческую драму. Подставленный своими коллегами и попавший в глуповатое положение из-за дочери, он все же стремится остаться достойным товарищем-соратником и готовым на прощение отцом.
Даже кинематографисты, чаще судящие обо всем поверхностно, сумели заметить значительную фигуру, крупную личность, суть которой не сводится к заурядным представлениям о положительном и отрицательном, о добре и зле. Тут следовало бы говорить о человеческом богатстве и неисчерпаемости натуры – не случайно герои актера из “Своих” и “Водителя для Веры” оказываются до конца неразгаданными.
И эти стойкие и непреклонные герои в интерпретации Богдана Ступки являются непостижимыми народными характерами, корневыми и по своей сути накрепко связанными не только с землей, но и вообще с воздухом того места, где они обитают. Одним словом, свои, наши!

Сергей КУДРЯВЦЕВ

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru