Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД 
СЮЖЕТЫ 

Иоасаф и Феоктист

На главной площади города Белгорода, на месте нынешней гостиницы столетие назад находился мужской Свято-Троицкий монастырь. С ним связаны две незаурядные личности – одна скорее полулегендарная, другая очень даже осязаемая.

Главной святыней этого монастыря были мощи епископа Белгородского, святителя Иоасафа. Родился он 8 сентября 1705 года в имении возле Прилук, а в 1748 году был назначен епископом Белгородским и Обоянским. В этой должности он прожил всего-навсего шесть лет, после чего скончался от болезни, не прожив и полстолетия. В 1910 году Синод его причислил к лику святых православной церкви, а спустя год были обретены мощи святителя Иоасафа.
Но задолго до этого события здесь жил другой епископ, преосвещенный Феоктист, который пользовался славой человека потрясающего. Д.Н.Бантыш-Каменский писал в 1808 году в одном письме: “В девятом часу явился я к здешнему преосвященному Феоктисту, к коему имел письмо от батюшки. Не могу описать тебе, любезный друг, как обрадовался моему приезду сей почтенный пастырь и сколько обласкал меня. Сего дня был большой крестный ход в Белгороде; преосвященный служил в соборе, откуда с великою процессиею понесли образ Николая Чудотворца за тридцать верст от города, в то самое место, где сей образ явился… Преосвященный из собора шествовал с процессиею до нарочитого места в городе и потом, разоблачась в соседней церкви, поехал домой, посадив меня с собою в карету…
Преосвященному Феоктисту уже семьдесят девятый год; но ему нельзя дать сих лет судя по его здоровью и веселому характеру. Он ведет жизнь весьма единообразную: встает всегда в пять, а иногда и в пятом часу утра, а ложится спать не позже одиннадцатого часа; если почувствует какую болезнь, то строгая диета тотчас его вылечит от оной. Он очень мало сидит и по большей части все ходит взад и вперед по комнатам; всякий день слушает заутреню в домовой своей церкви; любим всеми в городе и всех любит”.
Присоединялся к нему князь И.Долгорукий: “Здесь живет курский архиерей, архиепископ Феоктист. Мы сочли долгом вежливости и почтения к сану явиться к нему. Он сам сбирался к нам, сведав о нашем приезде, и принял нас очень ласково. Старец сей, 80 лет с лишком, еще пасет стадо свое, к утешению всех чад духовных. Он скромен, доброхотен, вежлив в светском обращении; об нем-то можно сказать, по апостолу Павлу, не насилуя своей совести: “Таков подобает нам архиерей”. Мы им были угощены с отменною благосклонностью, без роскоши, приличной светским владыкам, но духовной беседой и пастырскими трудами; сам он водил нас в свою семинарию и все классы нам показывал; видно, что он часто их навещает. Мальчики его не робеют; образ пастыря их им знаком; они его встречают с радостью, провожают с благословением. Не удовлетворясь сим, Феоктист посулил нам на завтра отслужить обедню собственно для нас и пригласил видеть его в служении. Он угодить тем желал нашему нескромному любопытству, которое от него не потаили”.
Тот же самый Долгорукий вспоминал и о предшественнике Феоктиста: “Между пастырями здешнего края был некто благородного происхождения, по имени Иоасаф Горленко. Он построил при соборе придел во имя Страшного Суда. Мистическая церковь! Все в иконостасе образа представляют что-нибудь взятое из Апокалипсиса. По его соизволению под храмом сим, в нарочно сделанной палатке, почивают его мощи в открытом гробе: они публично не прославлены, но тайным вдохновением он почитаем многими за святого. Я видел его останки, они удивительно сбереглись от тли и всякой порчи; руки его суть как руки натурального человека недавно умершего; но он несколько десятков лет тут спит. Приезжие барыни слушали по нем при нас панихиду”.
После обретения мощей святой Иоасаф стал популярен еще больше. Писатель И.Д.Василенко вспоманал в своем автобиографическом произведении “Волшебные очки”: “В городе два монастыря – мужской и женский. В церкви мужского стоит рака с “нетленными мощами” святого Иосафата. Вот к ним-то и стекаются на поклонение эти люди из разных мест необъятной России.
– Антонина Феофиловна, а что их тянет сюда? – спросил я однажды свою квартирную хозяйку, женщину не первой молодости, но еще бойкую и подвижную.
– Как что? Одни – много нагрешили, вот и идут грехи замаливать. Другие – сильно болели и дали обет отправиться к святым местам, ежели Бог вернет здоровье. На третьих – священник эпитимию наложил – тоже, значит, за грехи. А больше – так просто, из любви к Господу Богу”.
В 1920 году мощи изъяли, после чего они попали в Петербург в Музей религии и атеизма. В 1991 году мощи заново открыли и перенесли в белгородский Преображенский собор (от монастыря к тому моменту не осталось ничего, и храм Преображения стал кафедральным).
Таким образом, в Белгороде проживали два выдающихся епископа. От одного остались мощи, пафосные восхваления и некая абстрактная мистичность, а от другого – воспоминания о том, как он в преклонном возрасте ходил неблизкий крестный ход и как его любили юные озорники-семинаристы.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru