Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2004

Четвертая тетрадь. Идеи. Судьбы. Времена

ЛЮБИМЫЙ ГОРОД

Все о городе Белгород

Формально Белгород относится к небезызвестной Черноземной зоне. Однако же он сильно отличается от Брянска, Воронежа, Орла и прочих “черноземных” городов. Дело в том, что Белгород – почти что Украина. От него до Харькова всего лишь 80 километров. А до государственной границы еще меньше – 40.
Белгородцы ездят за покупками на украинский рынок. Жители Украины тоже часто посещают Белгород по всяческим своим делам. Говор в Белгороде распевный, южный. Очень много украинских слов.
И отношение к людям здесь какое-то по-южному приветливое, человеческое. Вот лишь один пример.
В гостинице, где я остановился, незадолго до этого установили новую пожарную сигнализацию. Сигнализация была довольно странная – с интервалом в несколько минут она оповещала о своей исправности громким щелчком. Динамик оказался прямо перед моим номером. Уснуть не было никакой возможности.
Естественно, я позвонил дежурному с просьбой этот динамик выключить. Дежурный мне перезвонил спустя десять минут и сообщил, что сделать это не так просто, что он доложил генеральному директору гостиницы и тот сейчас пытается решить этот вопрос с фирмой, которая сигнализацию установила. Решить вопрос не удавалось очень долго. Директор продолжал кому-то там названивать. До четырех часов ночи мы время от времени созванивались. Я не спал из-за сигнализации, а директор – из-за того, что не может уснуть постоялец гостиницы.
Время от времени я слышал в коридоре некое движение. Неизвестные мне люди что-то там настраивали. В конце концов сигнализация замолкла.
Больше всего меня в этой истории удивило то, как ее слушали жители Белгорода. Они нисколечко не удивлялись. Им даже в голову не приходило, что директор может на ночь просто отключить свой телефон и что администратор вовсе не обязан мне его давать. Такое поведение директора для белгородцев – вещь сама собою разумеющаяся.
И только ради этого в городе стоит побывать.

Книги

Белгород. Путеводитель по городу
Белгород, 2001

“Правила, действующие в столовых и чайных общества попечительства о народной трезвости:
1. В кассах при столовых продаются: черный хлеб и марки (билеты) на получение горячей пищи (щей, борща, супа и кашицы); марки отбираются в проходах к котлам.
2. В кассах при чайных продаются: французские булки, чай в пакетах и сахар; кипяток в чайниках для заварки чая и кружки выдаются у котлов.
3. Полученные в столовых и чайных миски, ложки, ковшики и кружки после употребления должны оставаться в большой исправности на столах.
4. Строго воспрещается производить шум, беспорядок, давку у касс, в проходах и у столов.
5. Не следует затруднять кассира разменом крупных денег”.
Это обычный, привычный и традиционный путеводитель по городу. Глянцевая бумага, яркие цвета, много рекламы. Но у него все же есть пара достоинств, отличающих это издание от множества иных ему подобных. Во-первых, здесь довольно много любопытных документов, относящихся к прошлому Белгорода. А во-вторых, путеводитель комплектуется двумя картами города – нынешней и 1911 года. Сравнивая эти карты, можно провести немало увлекательных минут.

В.И.Щербаченко. Белгородская Пушкиниана
Минск, 1997

“В 1775 году в Белгородскую губернию назначили нового губернатора, Петра Семеновича Свистунова (1732–1808). В отличие от ранее служивших здесь губернаторов, новый был человеком образованным и не без таланта. Окончил Пажеский корпус, где учился с Сумароковым, будущим известным драматургом. Пажи были первыми русскими актерами в придворном театре императрицы Елизаветы I, причем играли, как в японском театре, женские роли. В 1750 году Петр Свистунов выступал в трагедии “Хорев” в роли Оснольды. По преданию, для этой роли его одевала сама императрица. После окончания корпуса Свистунова оставили в нем преподавателем. Увлечение театром осталось у него на всю жизнь. Он перевел пьесы Вольтера “Мещанин во дворянстве”, “Детское училище” и другие. С 1771 года служит в разных министерствах, а через четыре года назначен белгородским губернатором. И, как оказалось, последним, так как после подавления восстания Пугачева, показавшего бессилие местной администрации противостоять ему, Екатерина II решила ликвидировать громоздкие губернии… И уже бывший белгородский губернатор Свистунов назначается наместником Курского наместничества. И из Белгорода переезжает в Курск”.
Сам Пушкин в Белгороде не бывал. Тем не менее ряд его родственников и знакомцев были связаны с городом и его окрестностями. Об этом, собственно, и книга.

Мнения

“Белгород, бывший прежде губернский город, ныне по открытии Курского наместничества сделанный уездным, стоит в пространной долине при впадении реки Везелки в Северный Донец. Расстояние от нынешнего губернского города по большой Московской дороге 137 верст, а от Харькова – 76. Положение его весьма хорошее, потому что в открытой сей скатистой и сухой долине нет никаких неудобств, которые б жителям или препятствовали строениям распространяться, или б в житии причиняли какие-нибудь беспокойства: место под городом высоко и от наводнения безопасно; более песчаное, нежели глинистое, не делает в городе никогда грязи; сверху и снизу по Донцу защищен от сильных ветров довольно высокими меловыми горами… Город хотя стоит на одной стороне промеж Донца и Везелки, выключая пригородных слобод, за Донцом лежащих, однако по причине бахчей, кои все по другую сторону Везелки находятся, имеется много лавяных через нее мостов и сверх того два для конной езды. Лесу вблизи города нет ни на горах, ни по долинам, а только около речек есть мелкие кусты березняка и ивок. Строение в городе по большей части деревянное, нехорошее, снаружи вымазанное глиною и выбеленное, все рассеянное по ровному пространству будто кучками, меж коими прочее место занимают большие пустыри. Улиц прямых три, выведенные вдоль сего города смотря по течению реки Везелки, между собою параллельны; равным образом и пересекающие их другие также прямы, но пустоши и прогалины между дурно построенных домов и самих собою весьма худых и старых отнимают хороший вид у города, искажают положение места и делают весь город подобно разоренному и будто из одних развалившихся хижин состоящему”.

В. Зуев, путешественник, 1781 год

“Сию минуту въезжаю я в Белгород… Местоположение его при реке Донце и речке Везелке, впадающей в первую, на песчаной лощине, закрытой от севера и юга горами, есть весьма здоровое. Пространные в нем улицы правильны, но плетни, заменяющие заборы, его безобразят. Собор, блестящий червонным золотом с иконостасом, рисунка господина Баженова, великолепен”.

П. Сумароков, писатель, 1802 год

“Я хожу по улицам Градобельска и считаю церкви. За три дня насчитал тридцать шесть. А жителей в городе не больше сорока тысяч. Интересно, чем они занимаются? Неужели только тем, что ходят по церквам? Чаще всех тут бросаются в глаза попы и монахи. Ими хоть пруд пруди. И очень много учащихся. В таком маленьком городке есть и мужская гимназия, и две женские, и духовная семинария, и реальное училище, и учительская семинария, и женское епархиальное училище. А возглавляются они старейшим в России учительским институтом. Чтобы стать его воспитанником, я и приехал в этот уездный городок с уютными полутораэтажными домами и огромными раскидистыми тополями по обеим сторонам немощеных улиц…
До вечера я бродил по городу. Прожив здесь четыре месяца, я так и не удосужился осмотреть его весь. Добрел я и до той окраинной улицы, где стоял длинный закопченный сарай. По тяжелому запаху было нетрудно догадаться, что это и был салотопенный завод”.

И. Василенко, писатель, о 1914 годе

Летопись

1237
1593
1596

1627

1650

1708
1748

1766

1768

1779

1785

1911

1941
1943
1954
1966
2001
– первое упоминание о Белгороде.
– строительство первой белгородской крепости.
– строительство второй белгородской крепости, на новом месте.
– окончание строительство третьей белгородской крепости, опять на новом месте.
– Белгород строится в четвертый раз, снова на новом месте.
– Белгород причислен к Киевской губернии.
– епископом Белгородским и Обоянским назначен Иоасаф Горленко, впоследствии канонизированный.
– в результате пожара, длившегося двое суток, Белгород практически полностью выгорел.
– высочайше утвержден план застройки города Белгорода.
– учреждено Курское наместничество, в состав которого вошел Белгород.
– Белгород исключен из числа крепостных сооружений.
– издан путеводитель по Белгороду, составленный Иваном Кулегаевым.
– Белгород захвачен немецко-фашистскими войсками.
– Белгород освобожден Красной Армией.
– образована Белгородская область.
– начала работу белгородская слюдяная фабрика.
– построено новое здание Белгородского государственного университета

Музеи

Белгородский государственный историко-краеведческий музей
Улица Попова, 2а

Перед входом в музей выставлены трактор, пушка, каменная баба. Этот комплект, в общем, обычных для музея атрибутов завлекает путешественника. Его тянет зайти в музей, продолжить любование подобными предметами.
Белгородский краеведческий музей довольно молод. Большая часть его собратьев была основана еще до революции (как правило, купцами, привозившими из своих деловых поездок всевозможные диковинки) или же сразу после революции – отнятые у помещиков затейливые вещи следовало куда-то деть. Здешний же музей открыт был только в 1924 году.
Он создавался на энтузиазме. Городские (а тем паче центральные) власти не желали выделять музею средства – в те времена и без музейного строительства забот было немало. Но один из белгородцев, некто Павел Иванович Барышников, все-таки добился у губернского отдела народного образования пусть скудного, но все-таки бюджета. Его хватало только на зарплату для сотрудников. Хозяйственную часть бюджет не предусматривал.
Правда, с помещениями не было проблем. Музей обосновался в бывшем Троицком монастыре. Отопления здесь не было. И электрического света тоже. Приходилось подстраиваться под такие условия. Зато экспонаты поступали регулярно. И в самом Белгороде, и в его окрестностях ходили кожаные личности с мандатами и реквизировали то, что посчитают нужным. Мебель, фарфор, бронза, картины, всяческие бытовые безделушки. И лишь за первые пять месяцев существования нищий, казалось бы, музей собрал коллекцию из восьми тысяч единиц хранения. Оценивались эти единицы в сто тысяч рублей.
Вскоре монастырь снесли. Музей обосновался в комнатах детской библиотеки, оттуда переехал в городской театр. В 1936 году музею наконец-то выделили собственное здание. Но новая напасть – в войну пропало почти все, что было собрано за два десятилетия.
В 1954 году Белгород сделался центром области. Соответственно изменился и статус здешнего музея – он стал областным и мог рассчитывать на должное внимание. Музей въехал в закрытую Преображенскую церковь (ныне – белгородский кафедральный собор), но новая экспозиция открылась только в 1973 году. А в 1991 году – новое потрясение. Церковь передали верующим, и музею вновь пришлось переезжать, на сей раз в помещение, специально выстроенное для его нужд.
Вообще-то говоря, этот музей традиционен. Его подразделения привычны и не удивляют. Часть залов посвящена природе края, его фауне и флоре. Основной зал отведен под археологию. Часть экспозиции отведена под судьбы знаменитых уроженцев Белгородчины. Кустарный промысел. События 1917 года. Гражданская война. Великая Отечественная.
Но сама история города Белгорода делает музей необычайно интересным.
И еще одно существенное обстоятельство. Почти что все здешние экспонаты подлинные. Копий практически нет.
КСТАТИ, в новом здании музей открылся в 1994 году.

Белгородский государственный историко-художественный
музей-диорама “Курская битва. Белгородское направление”
Улица Попова, 2

Этот музей расположен рядом с краеведческим, что, в общем, правильно. Осмотрев один музей, довольно трудно миновать второй. Вопрос, с какого начинать. Этот вопрос решает каждый индивидуально.
Трудно сказать, какой из этих двух музеев главный. Интересны оба, и по-своему.
Несмотря на очень длинное название, у этого музея есть всего лишь один главный экспонат – собственно диорама, изображающая знаменитое Курское танковое сражение. Автор этой диорамы – баталист Митрофан Греков, до этого прославивший себя другим объемным полотном – “Взятие Ростова Красной Армией”, написанным в 1929 году. Кстати, это было первое произведение такого жанра, созданное после революции. До него существовали только панорамы “Оборона Севастополя” и “Бородино” (впоследствии переименованное в “Бородинскую битву”) художника Франца Рубо.
Смысла нет описывать это произведение – его надо видеть. Так же, как и музейные витрины, дополняющие тему Великой Отечественной.
КСТАТИ, длина диорамного холста составляет 67 метров, а высота – 15 метров.

ИНТЕРНЕТ

http://www.bel.ru/

“Белые дома, зелень деревьев да золотые сияющие купола храмов – вот летняя расцветка тихого уездного городка, неторопливого, а то и совсем погруженного в ленивую теплую дремоту. Было уже не так рано, и я не могу понять, отчего я нашел здесь такую пустоту, – писал проезжавший через город литератор и историк Н.С.Всеволжский. – Никого на улицах, никого под окошками, словно завороженный город, в котором все окаменели”.
Ритм жизни изменится в середине века, когда в 1869 г. через Белгород пройдет Курско-Харьковско-Азовская железная дорога.
В течение XIX в. быстро растет население города. В 1866 г. в Белгороде 14,7 тыс. жителей, 11 лет спустя – 16 тысяч; к концу века горожан около 22 тысяч (без пригородов), а в начале XX века его население (вместе с пригородами – слободами Жилой и Савино) около 40 тысяч человек.
В 1871 г. в Белгороде бельгийской фирмой построен первый водопровод – водоподъемная машина накачивала в трубы ключевую воду из-под меловой горы. А в слободе Жилой в 1886 г. устроили водоснабжение из артезианской скважины (белгородцы и сегодня пьют именно артезианскую воду). В центре города строятся два водонапорных “бака”, находящиеся в кирпичных башнях. Одну из этих башен, стоявшую на площади, близ современного кинотеатра “Победа”, запечатлел в 1944 г. городской архитектор Егоров (см. рис.).
“Из промышленных заведений Белгорода большое значение имеют шерстомойни, промывающие шерсти на 1,2 млн руб. (кстати, изрядно отравлявшие речку и воздух жителям юго-восточной части города по улице Везельской – так называемый “Вонючий куток”. – Примеч. К.Б.); что касается торговли, то главные предметы ее обусловливаются богатой производительностью окрестной местности и состоят из хлеба, скота, шерсти, кож, сала, воска и мануфактурных изделий, привозимых сюда изо всех окрестных местностей”, – писал известный географ П.Семенов (Тян-Шанский)…
Белгородцев развлекали три кинотеатра (“Иллюзион”, “Орион”, название третьего мне не известно), два концертных зала; по праздничным дням можно было ходить в городские парки (один – на ул. Императорской, ныне пр. Ленина, другой – нынешний парк им. Ленина)”.
Интернет-ресурсов, посвященных Белгороду, не так много. Но на одном из популярнейших белгородских сайтов можно обнаружить очень даже неплохой авторский краеведческий раздел.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru