РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ
Л.А. Веселовская, Н.П. Колесников.
Этимология
СПб.: Питер, 2004
Для того чтобы научить детей говорить, с
ними надо разговаривать. Хороший разговор
(спокойный или бурный, тихий или громкий) похож на
музыку, а плохой – на какофонию. Молчание – это
музыкальная пауза.
Разговор – искусство, и каждый говорящий человек
– деятель искусства. Чтобы освоить это
искусство, надо много знать и уметь. Ведь как
трудно бывает подобрать точные слова, как может
все испортить неточное слово, словно упавшая
крышка рояля во время пианиссимо.
Разговор на любую тему может стать гораздо
интереснее и осмысленнее, если знать
происхождение слов, которыми мы пользуемся, т.е.
их этимологию. Занятие этимологией расширяет
кругозор, учит вдумываться в слова и, самое
главное, невольно вовлекает в занятия историей и
этнографией, иностранными языками и филологией,
развивает любознательность, углубляет понимание
окружающей жизни. Всему этому и должна помочь
книга Л.А.Веселовской и Н.П.Колесникова
«Этимология».
В начале книги авторы рассказывают о научной,
ошибочной и антинаучной этимологиях, приводят
занимательные примеры. Наиболее показательные и
смешные антинаучные этимологии в трудах поэта
В.К.Тредьяковского: «Слово Британия должно
произноситься как Бродания (люди там носят
большие бороды), а слово Норвегия – есть
Наверхия, то есть страна, лежащая наверху к
северу».
Особое место в книге занимают разделы,
посвященные народной этимологии и смежным с ней
явлениям: паронимии – ошибочным употреблениям в
речи одного слова вместо другого, порче слов –
искажениям, облегчающим их произношение.
Отдельная глава в книге посвящена детской
этимологии – переделке общеупотребительных
слов, которая, по мнению детей, вносит ясность в
содержание исправляемого слова (журчей, а не
ручей, мазелин, а не вазелин, корова не бодает, а
рогает).
В одном из разделов книги помещены очень
интересные этимологические очерки. О
происхождении названий цветов, трав, грибов
рассказывается в очерке «Когда легко быть
этимологом». В очерках «Собственные имена
помогают раскрыть характер человека… и не
только» и «Собственные имена на земле, в небесах
и на море» авторы пишут о происхождении имен и
названий: о римской богине счастья Фортуне, боге
сна Гипносе и его сыне, боге сновидений Морфее, о
митрофанушках и смердяковщине.
В очерке «Мы идем по городу» предлагается
необычная игра: найти такие объекты и предметы,
названия которых образованы от собственных имен.
Прогулка по городу превращается в удивительное
путешествие, в котором связаны века и страны,
имена и псевдонимы. Начиная с вокзала, –
магазины, транспорт, одежда и обувь, посуда и еда
– нескончаемая вереница имен путешественников,
изобретателей, собственников, весь город
наполнен именами…
Много интересного можно узнать в очерке «Поиск
истины». Например, о слове ошибка. Привычное
слово, но как глубоко уходят его корни (этимологи
находят ему соответствия в древнеисландском,
авестийском, древнерусском и многих других
языках), сколько самых разных слов происходит от
общеславянского глагола шибать, «бросать»,
«бить». Это и ушибить, и пошиб, и прошибить, и
шибануть. Так получилось и слово ошибка (промах),
только потом у этого слова возникло отвлеченное
значение – «поступить неправильно».
А как интересно читать этимологические словари,
о которых тоже рассказывается в этой книге.
Происхождение многих слов, казалось бы, исконно
русских, оказывается совершенно неожиданным
(например, слова газета, зеркало). В 17-томном
«Словаре современного русского языка», который
содержит 120 тысяч слов, непроизводных
существительных славянского происхождения
всего 544, причем собственно русских – 49. Много ли
можно насчитать русских слов, начинающихся на
букву «а»? Слово авось? Оно встречается с XVI века в
форме авосе (а вот!), в 30-х гг. XX века появилось
слово авоська (плетеная хозяйственная сумка –
«авось что-нибудь да купишь»).
В Приложении в книге – задания, часть которых –
творческие, предусматривающие обращение к
различным словарям, проведение небольших
исследований. Например, надо доказать, что имена
Филипп, Архип, Ипполит этимологически связаны с
нарицательными словами ипподром, гиппопотам,
ипохондрия. Среди заданий есть и такие, которые
можно использовать как занимательные игры,
особенно сравнение этимологических и
псевдоэтимологических толкований слов
(антрекот, героин, панибрат, холостяк).
Книгу известных филологов Л.А.Веселовской и
Н.П.Колесникова можно читать вслух, разбирая и
обсуждая происхождение и историю слов. Чтение ее
похоже на занимательное путешествие по странам и
народам. Но такое путешествие – это не только
наблюдение, созерцание (со словарями), это еще и
исследование, полное предположений, догадок,
ошибок и их исправлений. Ведь этимология – одна
из самых гипотетических наук.
Ваше мнение
Мы будем благодарны, если Вы найдете время
высказать свое мнение о данной статье, свое
впечатление от нее. Спасибо.
"Первое сентября"
|