Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №44/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
СЕМЕЙНОЕ ЧТЕНИЕ 

Л.А. Веселовская, Н.П. Колесников.
Этимология

СПб.: Питер, 2004

Для того чтобы научить детей говорить, с ними надо разговаривать. Хороший разговор (спокойный или бурный, тихий или громкий) похож на музыку, а плохой – на какофонию. Молчание – это музыкальная пауза.
Разговор – искусство, и каждый говорящий человек – деятель искусства. Чтобы освоить это искусство, надо много знать и уметь. Ведь как трудно бывает подобрать точные слова, как может все испортить неточное слово, словно упавшая крышка рояля во время пианиссимо.
Разговор на любую тему может стать гораздо интереснее и осмысленнее, если знать происхождение слов, которыми мы пользуемся, т.е. их этимологию. Занятие этимологией расширяет кругозор, учит вдумываться в слова и, самое главное, невольно вовлекает в занятия историей и этнографией, иностранными языками и филологией, развивает любознательность, углубляет понимание окружающей жизни. Всему этому и должна помочь книга Л.А.Веселовской и Н.П.Колесникова «Этимология».
В начале книги авторы рассказывают о научной, ошибочной и антинаучной этимологиях, приводят занимательные примеры. Наиболее показательные и смешные антинаучные этимологии в трудах поэта В.К.Тредьяковского: «Слово Британия должно произноситься как Бродания (люди там носят большие бороды), а слово Норвегия – есть Наверхия, то есть страна, лежащая наверху к северу».
Особое место в книге занимают разделы, посвященные народной этимологии и смежным с ней явлениям: паронимии – ошибочным употреблениям в речи одного слова вместо другого, порче слов – искажениям, облегчающим их произношение. Отдельная глава в книге посвящена детской этимологии – переделке общеупотребительных слов, которая, по мнению детей, вносит ясность в содержание исправляемого слова (журчей, а не ручей, мазелин, а не вазелин, корова не бодает, а рогает).
В одном из разделов книги помещены очень интересные этимологические очерки. О происхождении названий цветов, трав, грибов рассказывается в очерке «Когда легко быть этимологом». В очерках «Собственные имена помогают раскрыть характер человека… и не только» и «Собственные имена на земле, в небесах и на море» авторы пишут о происхождении имен и названий: о римской богине счастья Фортуне, боге сна Гипносе и его сыне, боге сновидений Морфее, о митрофанушках и смердяковщине.
В очерке «Мы идем по городу» предлагается необычная игра: найти такие объекты и предметы, названия которых образованы от собственных имен. Прогулка по городу превращается в удивительное путешествие, в котором связаны века и страны, имена и псевдонимы. Начиная с вокзала, – магазины, транспорт, одежда и обувь, посуда и еда – нескончаемая вереница имен путешественников, изобретателей, собственников, весь город наполнен именами…
Много интересного можно узнать в очерке «Поиск истины». Например, о слове ошибка. Привычное слово, но как глубоко уходят его корни (этимологи находят ему соответствия в древнеисландском, авестийском, древнерусском и многих других языках), сколько самых разных слов происходит от общеславянского глагола шибать, «бросать», «бить». Это и ушибить, и пошиб, и прошибить, и шибануть. Так получилось и слово ошибка (промах), только потом у этого слова возникло отвлеченное значение – «поступить неправильно».
А как интересно читать этимологические словари, о которых тоже рассказывается в этой книге. Происхождение многих слов, казалось бы, исконно русских, оказывается совершенно неожиданным (например, слова газета, зеркало). В 17-томном «Словаре современного русского языка», который содержит 120 тысяч слов, непроизводных существительных славянского происхождения всего 544, причем собственно русских – 49. Много ли можно насчитать русских слов, начинающихся на букву «а»? Слово авось? Оно встречается с XVI века в форме авосе (а вот!), в 30-х гг. XX века появилось слово авоська (плетеная хозяйственная сумка – «авось что-нибудь да купишь»).
В Приложении в книге – задания, часть которых – творческие, предусматривающие обращение к различным словарям, проведение небольших исследований. Например, надо доказать, что имена Филипп, Архип, Ипполит этимологически связаны с нарицательными словами ипподром, гиппопотам, ипохондрия. Среди заданий есть и такие, которые можно использовать как занимательные игры, особенно сравнение этимологических и псевдоэтимологических толкований слов (антрекот, героин, панибрат, холостяк).
Книгу известных филологов Л.А.Веселовской и Н.П.Колесникова можно читать вслух, разбирая и обсуждая происхождение и историю слов. Чтение ее похоже на занимательное путешествие по странам и народам. Но такое путешествие – это не только наблюдение, созерцание (со словарями), это еще и исследование, полное предположений, догадок, ошибок и их исправлений. Ведь этимология – одна из самых гипотетических наук.

Владимир СЕВРЮГИН

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru