Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №43/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КИНОПРОБЫ 

Тамара ДУЛАРИДЗЕ

На опушке космоса

Телефестиваль религиозных программ в Варшаве

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

ГЛАВНЫЙ ПРИЗ

Впервые Варшава дала приют Европейскому международному телевизионному фестивалю религиозных программ, 15-му по счету.
В огромном зале звукозаписи Польского радио, носящем имя выдающегося дирижера Витольда Лютославского, шли просмотры. Этот фестиваль – первое европейское мероприятие в Польше после ее вступления в Европейский союз. Он проводится раз в три года. Каждый следующий – в другой стране, как Олимпийские игры. И 15-й такой фестиваль стал первым на территории стран бывшего социалистического лагеря. Вполне справедливо, ибо в Польше прогресс не расходился с религиозной жизнью, ее великие поэты, ученые, врачи и кинорежиссеры оставались верующими христианами даже в те годы, когда это было непрестижно, опасно, а многим – просто смешно.
Европейский международный телевизионный фестиваль религиозных программ рассматривает не только специальные религиозные фильмы и телепередачи, но и присутствие, следы духовной жизни европейца в его повседневной жизни. Во всяком случае, именно такой регламент был принят нами, тремя представителями разных стран и ветвей христианства, приглашенными в преселекционное жюри. Из 135 фильмов, которые представили на предварительный конкурс 48 телекомпаний и каналов из 18 стран Европы, следовало выбрать фильмы для пяти категорий, учитывая время их фестивальной проекции – не более 24 часов, тематическое, конфессиональное и географическое разнообразие. А также профессионализм и художественные достоинства: свежесть и оригинальность, глубину и силу, актуальность и человечность.
Сразу заявляю о главной и радостной вести: старушка Европа, во всяком случае ее кинематографисты и телевизионные деятели, не разучилась видеть и понимать, сочувствовать и говорить прямо в глаза самые важные, пусть порой и нелицеприятные слова. И слухи о дехристианизации ее стран и народов сильно преувеличены. Впрочем, не без активного участия самих европейцев.
Среди отобранных на конкурс, а затем получивших приз работ немало свидетельств о трудностях, испытываемых христианскими церквами. Конечно, в современной Европе христиан уже не бросают на арену к диким зверям и не заточают массово в тюрьмы и лагеря. Однако приехавших в благополучную Голландию двух юных христианок из Африки вместо приобщения к нормальной жизни христиан, которым не надо, как им на их родине, в Кении, отстаивать право на свободу религиозного выбора, ждал здесь шок. Фильм голландца Йоргена Каарупа так и называется – “Культурный шок”: огромные, прекрасно убранные и украшенные храмы, чистые, сияющие свежей позолотой, пусты.
Но еще больше тех, где в самых запутанных и недоступных углах истории сияет просветленная верой человеческая душа. С “Культурным шоком” разделил главный приз в категории документального фильма немецкий “Крик в тишине” Агнешки Дедушицкой – о том, как выбираются из ужаса 20-летней войны жители Южного Судана, восстающие против рабства и смерти, ищущие в себе силы простить, забыть и начать жизнь сначала.
Невесомый и легкий, несмотря на преклонный возраст, идет рядом со своим конем по пыльной степной дороге 82-летний сельский священник Георгий Пейчев в болгарском фильме “Очевидные чудеса” Димитра Караджова. Никакие репрессии атеистической власти не смогли заставить его перестать служить обедню.
Как заправский спортсмен, катит на велосипеде через лес, объезжая свои епархии, архиепископ Пражский Милослав Вик в фильме Ангелики Ханауэровой (Чехия) “Ecce Homo кардинал”.

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ОЧЕВИДНЫЕ ЧУДЕСА”

КАДР ИЗ ФИЛЬМА “ОЧЕВИДНЫЕ ЧУДЕСА”

Молодежное ток-шоу Штырка Трондсена (Норвежское телевидение) “Штырк в прямой передаче” – приз в категории тележурналов – со скандинавской дотошностью и вовсе не скандинавской живостью обсуждает самые сложные вопросы под углом христианских ценностей.
Личность Мартина Лютера Кинга, значение его деятельности представил Айвен Расселл-Джонс в фильме “Распятый Кинг” (Великобритания, BBC).
Вынужденный покинуть родину реформатор XVI века Ян Ласки становится героем маленькой исторической драмы в фильме Ежи Любаха “Я плыву в порт… Ян Ласки в Эмдене”.
Древний танец “Тарантула” (к которому восходит всем известная тарантелла) был и остался на родине, в Галатине (Италия), обрядом, с помощью которого излечивали укус тарантула и одержимость. Фильм захватывает и завораживает зрителя, вовлекая его не только в нарастающий темп музыки и танца, но и глубиной, открывающейся в нехитрых с виду явлениях.
В боливийских Андах, “на опушке космоса”, как сказала одна маленькая девочка, расположен приход падре Казимиро, священника из Польши, в “Миссионере” Войчеха Староня, который провел с героями фильма год. Бедные индейцы, вдали от цивилизации, в тяжелом ежедневном труде, собираются на молитву в палатку-храм, как овцы к пастырю. И он все время с ними: трудится, молится, учит взрослых и играет с детьми.
От героя норвежской ленты “Дилемма” (из серии телевизионных фильмов Мариона Класея и Евы Вествик о ситуациях сложного выбора) так ощутимо исходит спокойная сила, что вопрос: “Вы, наверное, чувствуете себя богом?” – звучит менее банально, чем обычно. Но доктору недосуг рассматривать свой статус: он – на службе. Его армия – младенцы, родившиеся недостаточно подготовленными (чтобы не сказать хуже) к борьбе за свою жизнь. Надежды почти нет, “прогрессивные” современники повсеместно борются за право умирать и убивать – от абортов до эфтаназии, а этот огромный сильный человек снова и снова отказывается отключать от аппаратов почти невидное под медицинскими приспособлениями крошечное, усталое от борьбы, беспомощное тельце. И на вопрос, сумел ли хоть один из этих детей приспособиться к жизни, отвечает: “Да. Двое”.
Совсем иного рода драматизм держит напряжение в фильме “Марш живых” Гжегожа Линковского. Герои встречаются в Аушвице, в бывшем нацистском концентрационном лагере: немец Мартин Борман-младший, всю жизнь пытающийся замолить грехи своего отца, и священник, узнавший правду о себе от приемных родителей-поляков лишь перед принятием сана. Родители, польские евреи, перед отправлением в концлагерь поручили своего сына полузнакомой польке. Теперь он имеет власть отпускать грехи кающемуся. Но нем камень “двора смерти”, по которому рядом идут сын палача и сын жертвы, и незримый пепел оседает на их головы.
Кино, а следом и телевидение относятся к той области деятельности человека, которая творит историю, участвует в ней, фиксирует и анализирует ее. Документальное кино и телевизионные передачи, даже развлекательные ток-шоу совсем не так беспомощны, как кажется.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru