Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №38/2004

Третья тетрадь. Детный мир

ИМЯ БЕДЫ – НАРКОТИКИ 
 

Александр КАСИЦИН

До шестнадцати – принудительно...

За отказ пройти проверку или курс лечения от наркозависимости новый законопроект грозит подросткам исключением из школы и института

В последние два-три месяца отчетливо выявилась тенденция к репрессивной борьбе с наркопотреблением и наркопотребителями. Подавляющим большинством голосов в конце апреля депутаты Госдумы одобрили в первом чтении законопроект, повышающий с 15 до 16 лет возраст подростков-наркоманов, которые могут быть направлены на лечение без их согласия. Одновременно главный детский нарколог Министерства здравоохранения и социального развития Алексей Надеждин заявил, что нужно вообще вернуться к практике принудительного лечения. Активно обсуждается норма, которая позволила бы исключать из института студента, не то что пойманного на употреблении наркотических веществ (это само собой), но и просто отказывающегося пройти проверку на наркотик. Не раз уже высказывалось предложение лишать права учиться в вузе школьника, уличенного в употреблении наркотиков, а в школах проводить регулярные принудительные проверки детей на употребление наркотических веществ.
Разумеется, права ребенка и его родителей будут нарушены, но инициаторы подобных мероприятий ссылаются на важность задачи, общественную опасность явления и трагичность ситуации. Приводят довод, который нравится всем нарушителям наших прав: “Если ваш ребенок не употребляет и никогда не пробовал наркотики, чего вам бояться?” Вот уж действительно! Что-то вроде: если вы честный и порядочный гражданин, почему вы не хотите, чтобы ваши телефонные разговоры прослушивались, а квартира регулярно обыскивалась?
Негативных явлений, представляющих общественную опасность в нашей жизни, увы, немало. Например, несомненную общественную опасность таят заболевания, передающиеся половым путем. Так что же, устроим поголовное освидетельствование на целомудрие всех девочек-школьниц и девушек, не состоящих в официальном браке? А в случае его нарушения будем исключать из школы, выгонять из института, штрафовать родителей?
Семья, столкнувшаяся с бедой, и так одинока и старается скрыть семейный позор. Ей и так трудно получить помощь и поддержку. А если в школе и вузе начнутся тотальные проверки и уличенный мальчишка лишится права продолжать образование, то исчезнет последняя надежда на то, что родители и учебное заведение смогут стать сотрудниками в борьбе за спасение оступившегося ребенка. Родители вынуждены будут бороться за ребенка в глубочайшей тайне, лгать, изворачиваться. Ведь если в школе или в институте узнают правду, то не помогут, а “добьют” попавшего в беду.
Проблема наркозависимости не существует сама по себе. У подростка масса проблем, и все они взаимосвязаны. Зачем жить? Кем быть? Кто я вообще такой? Как понять себя и других? Как доказать свою взрослость? Почему так скучно и тоскливо жить? Когда эти проблемы не решаются, тут-то и появляется лжепомощь – сигареты, алкоголь, наркотики. И неминуемые последствия – ВИЧ/СПИД, противоправное поведение, самоубийства...
Христианский публицист Михаил Поздняев очень точно сказал: “И наркологи, и журналисты, и все, у кого душа болит за детей, должны задуматься: как их отвлечь от запретных плодов? Как им внушить, что скучной бывает лишь не насыщенная мыслями и высокими страстями жизнь? А так она очень даже интересная”.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru