Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №36/2004

Первая тетрадь. Политика образования


БУМАГА С ОСТРЫМИ КРАЯМИ 

Наталия ИШТРИКОВА

Бюджетный передел

Новая схема финансирования образования: все расходы – регионам!

В 2006 году россиян ждет новогодний сюрприз: с 1 января будет введена в действие новая схема распределения полномочий между бюджетами всех уровней. Из-за того что чиновники не спешат объяснять, в чем суть реформы, а по доброй воле министерские приказы, изобилующие словами вроде “федеральные мандаты”, “трансферты” и “бюджетные полномочия”, читать никто не станет, эта новость пока не привлекла должного внимания.
Между тем она его заслуживает. Вопрос бюджетных полномочий – это вопрос о том, кто будет платить зарплату учителям и врачам, выдавать детские пособия, определять размер льгот. Разобраться в хитросплетениях бюджетной реформы попыталась корреспондент “ПС” Наталия Иштрикова.

Недавно Министерство финансов направило в правительство проект федерального закона с зубодробительным названием – «О внесении изменений в законодательные акты РФ в связи с принятием федеральных законов “О внесении изменений и дополнений в ФЗ “Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в РФ” и “Об общих принципах организации местного самоуправления”».
Два закона, из-за которых Минфин намеревается пересмотреть законодательные акты РФ, были приняты летом 2003 года. Заранее было понятно, что множество норм других законов им не соответствует. На этом, собственно, и строился расчет.
Для непосвященных министр Алексей Кудрин говорил, что многие действующие законы не обеспечены финансированием. Проще говоря, отдельные их положения существуют только на бумаге. Как, например, статья № 54 Закона “Об образовании”, где говорится, что учительская зарплата должна быть не ниже средней по промышленности. Вот такие статьи, “не обеспеченные финансовыми мандатами”, и нужно сократить.
Но действительно ли действующие в регионах и на федеральном уровне законы не обеспечены финансовыми источниками? Это большой вопрос. И варианты ответов разные. Первый ответ, лежащий на поверхности: а что, если воспользоваться дополнительными доходами бюджета? Сегодня в стабилизационном фонде 2004 года уже накопилось более 171 миллиарда рублей. Для сравнения скажем, что если к началу учебного года выдать школьникам всей страны по 500 рублей на ручки и книжки, на это потребовалось бы четыре миллиарда. Средств из стабилизационного фонда с лихвой хватило бы на существенное повышение зарплаты бюджетникам.
Однако Министерство финансов преследует другие цели – старается всеми способами сократить расходы. Это называется фундаментальной реформой федеративных отношений и местного самоуправления, цель которой – создание предпосылок для устойчивого экономического роста. Логика же на самом деле вот какая: если максимально сократить социальные обязательства перед детьми, инвалидами, малоимущими, пенсионерами, тогда доходы бюджетов сразу возрастут.
Для этого в Минфине написали целый талмуд поправок к разнообразным законам – 400 страниц. Пострадают 187 законодательных актов (первоначально планировалось исправить 213).
От каких же обязательств отказывается федеральное правительство в части образования?
Во-первых, Закон “О тарифной сетке (окладе 1-го разряда) ЕТС” и Закон “О минимальном размере оплаты труда” будут действовать только в государственных учреждениях федерального подчинения. Школы, как известно, к таковым не относятся. Равно как и ПТУ, которые, как известно, передают в ведение регионов. Для школ и ПТУ, вероятно, разряды ЕТС и размер МРОТ будут устанавливать муниципальные или региональные власти. Кто сколько сможет.
Во-вторых, решено упразднить положение “об установлении доли расходов от ВВП, направляемой на нужды системы образования и высшего и послевузовского профессионального образования, а также на оплату труда работников образования”.
В-третьих, отменяются компенсационные выплаты на питание учащимся. Правительство сэкономит на каждом школьнике 1 рубль 50 копеек в день, которых едва хватает на чай с сахаром и мизерную булочку. Отменяется и льготный проезд учащейся молодежи.
Кстати говоря, размеры и условия выплаты стипендий также будут зависеть от принадлежности учреждения. Федеральный закон “О порядке установления размеров стипендий и социальных выплат в РФ” признается утратившим силу.
Этого все еще мало? Тогда вот: утратит силу ФЗ № 74 “О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию” – он мешает передавать учреждения региональным и местным органам власти. Таким образом, приватизации образовательных учреждений дается зеленый свет.
Видимо, это и есть проект “социального государства”, в котором образование – “один из приоритетов”.
Возможно, у политиков есть еще шанс выправить ситуацию.
“Когда я подробно рассказал премьер-министру Михаилу Фрадкову о предложениях Минфина и их последствиях, он был очень удивлен и сказал, что готов рассмотреть встречные предложения”, – сообщил “ПС” зампредседателя Комитета по образованию и науке Госдумы Олег Смолин.
Будем надеяться, что премьер-министр их услышит.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru