Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Борис СОКОЛОВ

Что надо знать по обществознанию

Единый государственный экзамен.

Единый государственный экзамен.
Обществознание. Эффективная подготовка / Под ред. А.Ю.Лазебниковой.
М.: ЭКСМО, 2004;
Единый государственный экзамен.
Обществознание. Тренировочные тесты / Под ред. А.Ю.Лазебниковой.
М.: ЭКСМО, 2004

Единый государственный экзамен, вводимый в качестве эксперимента, – вещь новая, для большинства учащихся и педагогов еще малознакомая. Эксперимент был начат в 2001 году в пяти регионах страны. В 2003 году он распространился на 47 регионов, а число предметов возросло до 12. Обществознание входит в их число еще с 2001 года. В пособии, написанном группой ученых-педагогов, отмечается, что “введение единого экзамена позволяет восстановить преемственность общего среднего, среднего специального и высшего образования, утраченную в последние десятилетия. Единство требований к выпускнику и абитуриенту в рамках ЕГЭ облегчает доступ к высшему образованию, особенно учащимся сельских школ, дальних регионов страны”. В России тесты на экзаменах использовали еще в 1920-е годы. Были разработаны и применялись тесты по обществоведению, природоведению, счету, решению задач, знанию географической карты, правописанию и пониманию прочитанного. Однако в 1936 году, когда устройство советской школы вернулось к дореволюционному германскому образцу, все эксперименты по тестированию были оставлены на целых полвека. Сейчас тестирование широко распространено в школах Европы и Северной Америки, и Россия постепенно включается в этот процесс. В книге, посвященной ЕГЭ по обществознанию, особо отмечается, что “цели обществоведческой подготовки включают не только усвоение знаний и овладение умениями (я, правда, раньше думал, что слово “умение” существует лишь в единственном числе), развитие мышления, но и воспитание учащихся, формирование у них системы ценностей”. При этом делается оговорка, что проверка “блока воспитательных целей”, к которому отнесены гражданственность, патриотизм, уважение к праву, готовность следовать нравственным нормам, не входит в задачу ЕГЭ. Однако здесь же подчеркивается, что “в ряде проверочных заданий опосредованно присутствует ценностная составляющая. Есть задания, требующие высказать свое отношение к приведенным фактам, представленным точкам зрения. Но при этом оценивается не собственно позиция отвечающего (согласие или неприятие), а характер и глубина ее аргументации”. Замечу, что, например, такие понятия, как “гражданственность” и “патриотизм”, представителями различных политических или философских направлений трактуются по-разному, и здесь есть большой риск, что оценка “глубины аргументации” будет сильно зависеть от позиции экзаменатора. В этом отношении ЕГЭ должен быть по возможности объективным, и вопросы и задания должны быть выстроены таким образом, чтобы результаты экзамена не зависели от субъективной позиции экзаменатора. В обществознании это особенно важно.
Как полагают авторы пособия, “эссе по обществознанию находится в контексте задания, если: оно соответствует базовой науке, к которой отнесена конкретная проблема; автор грамотно, с опорой на знания, полученные при изучении обществоведческого курса, определяет относительно узкий круг подлежащих рассмотрению вопросов; ясно выражено и аргументировано собственное понимание проблемы и отношение к ней; использованные термины, понятия, обобщения, факты, примеры корректны и относятся к конкретной, ставшей предметом анализа проблеме”. В общем, эти критерии справедливы, но только надо помнить, что гуманитарные науки принципиально неточны, а их предметы расплывчато и нередко переходят один в другой или с трудом делятся между несколькими науками. Кроме того, надо учитывать, что приведенные критерии имеют различный вес. Одно собственное оригинальное понимание проблемы может перевесить все остальное.
Если же обратиться к предлагаемой системе тестов, то можно отметить, что там учащимся предлагается выбор ответов, иной раз сводящийся к банальностям и общим местам. Например, предлагается определить, верны ли следующие суждения об обществе: а) общество является развивающейся системой и б) общество как динамическая система характеризуется неизменностью частей и связей между ними. Первое банально и верно. Второе сложно и неверно из-за очевидной внутренней несуразицы в самом высказывании – динамичная система не может характеризоваться неизменностью связей между частями. Тем самым у учащегося практически подрывается доверие к небанальным суждениям об обществе. Очевидно, что вопросы должны быть более корректными. А вот вопрос о том, почему в 60-е и 70-е годы XX века уменьшилось число детей в семье, вполне корректен, и все четыре варианта ответа являются правильными и по условиям задания суммируются в баллах. Здесь названы четыре причины: рост занятости женщин, рост числа женщин с высшим образованием, повышение требований к уровню и комфорту жизни и повышение уровня государственного социального обеспечения.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru