Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Борис СОКОЛОВ

Общество и культура

Энциклопедия для детей “Аванта+”.

Энциклопедия для детей “Аванта+”.
Т. 21. Общество. Ч. 2: Культуры мира.
М.: Аванта+, 2004

Вышла вторая часть тома «Общество» «Энциклопедии для детей». Он посвящен культурам мира. Данный том будет полезен как на уроках мировой художественной культуры, так и на занятиях по истории и обществоведению. Как отмечается во введении к тому, «культура – совокупность образов, ценностей, идей. Она – попытка ответить на главные вопросы бытия: о смысле жизни, о сущности смерти, о способах познания мира, об устройстве мироздания, о сущности красоты, о добре и зле. О желательности равенства или неравенства, о социальной справедливости, о труде и богатстве, о сущности государства, о взаимоотношениях личности и общества. В зависимости от того, каковы ответы, различаются представления людей о том, как следует вести себя и к чему стремиться в жизни. «Культура предписывает людям нормы морали, модели поведения, социальные институты». Такое широкое определение включает в себя и религию, и философию, и мораль, и право, и политологию. Поэтому несколько странно звучит утверждение в одном из очерков, что «религия не может быть сведена к числу культурных ценностей». Авторы тома придерживаются позиций культурного релятивизма, справедливо полагая, что «то, что представляется бесспорным в одной культуре, может быть абсолютно неприемлемо для другой». Структура тома исходит из представления о разделении мировой культуры на 8 эпох: Китай, Индия, Античность, Арабская цивилизация, Средневековье, Возрождение, Реформация и Новое время. Практически в соответствующих разделах речь идет не только о культурных достижениях, но и о социальной истории соответствующих стран и народов. По мнению авторов тома, «каждая человеческая жизнь – нить, вплетенная в гобелен культуры. А история культуры включает в себя все жизни всех живших когда-либо людей».
Бросается в глаза, что в томе нет специального раздела о русской культуре. По логике она должна была бы войти в раздел о культурах Нового времени, которые начинаются с XVIII века. Вероятно, культуре России будет посвящен отдельный том. Но, вероятно, и в общем томе о культуре стоило бы посвятить отечественной культуре хотя бы пару страниц.
В томе сделана попытка порассуждать, какими будут культура и общество будущего. Как представляется авторам, такое общество будет представлять собой федерацию (союз) небольших общин, «связанных между собой крупными совместными проектами: промышленными предприятиями, транспортными системами и т. д.». Этакий анархо-синдикалистский идеал с предприятиями, управляемыми трудовыми коллективами, с человечеством, живущим по принципу «Только то заслуживает быть произведенным, что ни для кого не является привилегией и никого не унижает. Мы согласны иметь меньше благ, потому что в обществе без привилегий не будет бедных». Трудовое самоуправление, помнится, было в Югославии при Тито и ничем хорошим не кончилось. А в экономике, где достигнуто равенство, нет стимула к развитию в виде большего дохода и привилегий, а других стимулов для общества в целом (а не отдельных социальных или религиозных групп) до сих пор не придумали. Хотя авторы тома разделяют точку зрения ряда западных историков и политологов, полагающих, что «индивидуализму рынка и бюрократии государства надо противопоставить подлинную социальность». Отмечу, что том отличается некоторой эклектичностью, что неизбежно, поскольку культура – это слишком всеобъемлющее понятие, чтобы можно было соединить в единое целое различные элементы так, чтобы их определения и интерпретации не противоречили друг другу.
К тому приложен CD-диск, на котором помещены избранные статьи о культурах Китая, Индии, Эллады, Ислама и Европы, полные тексты некоторых классических трудов по истории культуры, а также 8 коллекций репродукций художественных полотен и скульптур – замечу, чрезвычайно целомудренных. Данное электронное приложение значительно расширяет возможности знакомства учащихся с шедеврами мировой культуры, многие из которых, разумеется, не могли попасть в книжную версию тома из-за ограниченности объема. Среди сочинений, представленных на диске, – труды С.Ф.Ольденбурга о культуре Индии, Ф.Ф.Зелинского о культуре античной Греции, В.С.Соловьева об упадке религиозного мировоззрения, А.К.Дживиллегова о культуре итальянского Возрождения и биографии реформаторов Мартина Лютера и Жана Кальвина, написанные Б.Д.Порозовской.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru