Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Леонид АШКИНАЗИ

«National Geogrphic»

Научно-популярный журнал

«National Geogrphic»

Жил да был журнал «ВОКРУГ СВЕТА». Потом появился GEO. Потом возник третий: журнал «NATIONAL GEOGRAPHIC» пришел на соответствующий сектор российского журнального рынка, когда на нем располагались, деля его примерно поровну, “Вокруг света” и “GEO”. Аудитория номера у каждого журнала – около полумиллиона, из них треть в Москве. Теперь красивых журналов, которые может использовать в своей работе учитель географии, стало три. Чем они различаются?
Кое-что мы видим до того, как открыли журнал. У «NATIONAL GEOGRAPHIC» необычный для России формат, он заметен на прилавке. Другое внешнее отличие «NATIONAL GEOGRAPHIC» и от «ВОКРУГ СВЕТА», и от «GEO» – он выглядит серьезнее: зазывные фразы на обложке имеются, но они не так режут глаз. Что же до картинок на обложке, то в «NATIONAL GEOGRAPHIC» обычно это лицо. И завораживает этот журнал своим внешним видом гораздо больше, чем, например, «ВОКРУГ СВЕТА», где обложки вообще “никакие” – важнее всего здесь название, что вполне естественно для журнала, ориентирующегося на сохранение традиций. Выигрывают лица «NATIONAL GEOGRAPHIC» и по сравнению с живописными видами «GEO».
«NATIONAL GEOGRAPHIC» по объему почти совпадает с «GEO» и меньше «ВОКРУГ СВЕТА», а при первом же перелистывании читатели поймут, что реклама занимает в нем втрое меньше места, нежели в «GEO» и «ВОКРУГ СВЕТА». Это первый аргумент за то, чтобы купить. Текста в «NATIONAL GEOGRAPHIC» примерно столько же, сколько в «GEO», и соответственно вдвое меньше, чем в «ВОКРУГ СВЕТА».
Читатель не будет делать вычислений, он судит интуитивно, а мы сделаем – и обнаружим, что дешевле нам обойдется текст в «ВОКРУГ СВЕТА» (в 2–3 раза дешевле, чем в двух других), а за фото мы меньше заплатим в «NATIONAL GEOGRAPHIC» (в 1,5 раза меньше, чем в «ВОКРУГ СВЕТА», и вдвое – чем в «GEO»). Отсюда мораль: если вы сами читатель и ученикам хотите рассказывать – покупайте «ВОКРУГ СВЕТА», если вы зритель и хотите показывать – «NATIONAL GEOGRAPHIC». Если деньги (в этих пределах) не имеют для вас значения – все равно читайте «ВОКРУГ СВЕТА», а смотреть можно любой журнал.
Изюминка «ВОКРУГ СВЕТА» – исторические статьи, у других журналов такого нет. Оригинальное решение «ВОКРУГ СВЕТА» – дискуссия на страницах журнала. Претензия на научно-популярность, заявленная «GEO», несколько выделяет его на этом секторе рынка, но этот уклон не может быть большим. Удачное решение – выпуск детских приложений. Это сделали и «NATIONAL GEOGRAPHIC», и «GEO», при этом разухабистый стиль приложения к «GEO» и незамысловатые апелляции к ксенофобии и державности наводят на мысль, что приложение делалось по принципу “как для взрослых, только хуже”. Детское приложение к «NATIONAL GEOGRAPHIC» сделано вполне добротно, при этом затронута интересная для думающего человечка тема – объемные изображения. А рассказ о компьютерной обработке фотографий даже и социально значим: вдруг он научит ребенка снимать хоть часть лапши с розовых ушек?
Внимательное чтение статей позволяет найти и в «ВОКРУГ СВЕТА», и в «GEO» некоторое количество вульгарностей и глупостей (особенно в «GEO», когда речь заходит о технике, что можно считать расплатой за “научно-популярные” потуги). В «NATIONAL GEOGRAPHIC» читателя огорчит то, что можно было бы назвать “английский русский”. Забавно различие в подаче “горячих тем”. Они есть везде, конечно, но в «NATIONAL GEOGRAPHIC» предпочитают “теплые” темы: золото, размножение у животных, слежка за гражданами, конфликт между черными и белыми в Африке. Умение выбрать такую тему – признак определенной культуры. Умение греть умеренно.
Что касается прогноза, то между «ВОКРУГ СВЕТА» и «NATIONAL GEOGRAPHIC» целая ментальная пропасть, а «GEO» и «NATIONAL GEOGRAPHIC» гораздо ближе. Поэтому появление «NATIONAL GEOGRAPHIC» почти не скажется, как мне кажется, на тираже «ВОКРУГ СВЕТА», но оттянет часть читателей у GEO. Поскольку «NATIONAL GEOGRAPHIC» явно не предполагает адаптироваться к России, то «GEO» имеет смысл срочно найти те мелкие, но интересные решения, на которые не пойдет «NATIONAL GEOGRAPHIC». Заметим, однако, что выпуск журнала совместно с западным изданием не гарантирует успешного существования на российском рынке (только что скончался “Ломоносов/New Scientist”). Журнал «NATIONAL GEOGRAPHIC» – это журнал для некоторой части читателей «GEO»: чуть менее состоятельных, чуть более культурных, менее ксенофобных, – но не для умеренных консерваторов, читателей «ВОКРУГ СВЕТА». Узок круг читателей «NATIONAL GEOGRAPHIC», пожелаем ему удачи. И редактора, который не поленится переписывать статьи нормальным языком. И умного издателя, который поймет, что это нужно.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru