Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №33/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

УЧЕБНИКИ N74 
 

Ольга ДАШКОВСКАЯ

Учебник на перекрестке образования и политики

Мы уже неоднократно писали о том, что при издательстве “Просвещение” действует Общественный совет по проблемам учебников для общеобразовательных учреждений. Недавно на очередном заседании совета обсуждалась тема “Учебник как институт развития школы”. Как выяснилось в ходе дискуссии, в сфере учебного книгоиздания сегодня существуют три ключевые проблемы: финансирование школьных книг, их качество и количество.

Модернизация в контексте безденежья

По мнению генерального директора издательства «Просвещение» Александра Кондакова, одним из главных препятствий на пути создания учебников нового поколения является неудовлетворительная система финансирования закупки учебников.
Передача этих расходов с федерального на региональный уровень в 1997 году привела к тому, что в среднем по стране школы обеспечены учебной литературой лишь на 15–20 процентов от реальной потребности и только каждая пятая книга, по которой учатся дети, соответствует требованиям сегодняшнего дня.
Правда, в каждом регионе свои особенности.
Самая благополучная ситуация в Москве, где обеспеченность школ учебной литературой составляет 100 процентов. В Татарстане этот показатель достигает 80%, в Петербурге – 60%.
По количеству учебников на одного ученика лидируют: Чукотский автономный округ, Камчатская область, Ямало-Ненецкий автономный округ, где этот показатель составляет от 3,5 до 6, в то время как в среднем по стране на одну «ученическую душу» приходится не более 2–2,5 учебной книги, а есть территории, где эта цифра ниже 1.
По свидетельству Александра Кондакова, в нынешнем году не планируют закупать учебники Рязанская, Тульская, Ульяновская области, Республика Калмыкия. Сократились деньги на закупки в самых благополучных регионах: в Екатеринбурге – со 120 до 25 млн рублей, в Татарстане – с 60 до 30 млн рублей.
В результате в школах используются устаревшие книги, львиная доля расходов на их приобретение перекладывается на плечи родителей. О модернизации в таких условиях не может быть и речи.
Все эти факты однозначно свидетельствуют о том, что для полноценного решения проблемы обеспечения школ учебной литературой регионам необходима помощь федерального центра. Издательство «Просвещение» выступило с предложением выделить из федерального Фонда поддержки регионов целевые субвенции субъектам РФ на закупку учебников.
По убеждению первого заместителя председателя Комитета по образованию и науке Госдумы РФ Олега Смолина, введение федеральных стандартов общего образования предполагает и федеральное финансирование учебников, которые издаются в соответствии с этими стандартами.

Цена вопроса

Цена вопроса – 12 млрд рублей ежегодно. Этих денег хватило бы на то, чтобы на 100 процентов обеспечить учебниками все российские школы. Исходя из того, что федеральный компонент стандарта составляет 75%, то из федерального бюджета должна выделяться соответствующая доля, то есть 9 млрд рублей.
«Такие средства у правительства есть!» – утверждает Олег Смолин. По его словам, дополнительные доходы федерального бюджета составили: в 2001 г. – 318 млрд рублей, в 2002 г. – 156 млрд рублей, в 2003 г. – примерно столько же, в 2004 г. также можно рассчитывать на аналогичные, если не большие показатели, исходя из стоимости нефти за баррель.
Финансовые инвестиции в сферу образования – это одна сторона проблемы. Другая заключается в проведении справедливой налоговой политики в социальной сфере. В 90-е годы действовали налоговые льготы для издательств, выпускавших литературу для таких отраслей, как наука, культура, образование.
С 2002 года началась отмена этих льгот, в том числе был введен 10-процентный НДС на книжную продукцию, что привело к ее удорожанию. Не стала исключением и учебная литература.
Депутаты неоднократно предпринимали попытки решить проблемы финансирования учебного книгоиздания, а также регулирования качества выпускаемой школьной литературы законодательным путем.
На сегодняшний день эти попытки не увенчались успехом.
В Думе прошлого созыва разрабатывались два альтернативных законопроекта по учебному книгоизданию, один из которых предусматривал 100-процентное, другой – 70-процентное финансирование из федерального бюджета. При этом в первом случае предлагался один учебник по каждому предмету, во втором – не менее трех.
До рассмотрения на Совете Думы ни один из этих законопроектов так и не дошел.
В настоящее время в профильном комитете нижней палаты парламента организована рабочая группа для создания единого законопроекта по учебному книгоизданию, однако авторы не намерены включать в документ вопросы финансирования.

Выход есть!

Отражен ли в действующем законодательстве тезис о бесплатных школьных учебниках? По этому поводу среди специалистов нет единого мнения. Большинство склоняется к тому, что законов прямого действия, где однозначно прописана такая норма, все-таки нет. Можно лишь косвенно истолковать некоторые статьи Закона «Об образовании» или Бюджетного кодекса о государственных гарантиях на бесплатное общее образование.
Александр Кондаков напомнил о том, что никто не отменял и постановления ЦК и Совмина от 24 ноября 1977 года о переходе на бесплатное пользование учебниками учащихся общеобразовательных школ.
И все-таки, по свидетельству заместителя генерального директора издательства «Просвещение» Исаака Калины, «документа, в котором говорится о необходимости обеспечения школьников бесплатными учебниками, не существует». В недавнем прошлом Исаак Калина руководил Управлением образования Оренбургской области и не понаслышке знает о том, как трудно в условиях законодательного вакуума выбить средства на закупку школьных учебников из регионального бюджета.
В то же время не стоит опускать руки, потому что реальный выход из тупика существует. Есть постановление правительства о лицензировании образовательных учреждений, в котором Министерству образования и науки поручено разработать федеральные нормативы обеспеченности образовательных учреждений оборудованием и учебниками, что и было сделано для вузов, а лицензирование школ до сих пор осуществляется в отсутствие таких нормативов.
Это позволяет региональным властям свысока относиться к закупке учебников и безнаказанно перекладывать решение этой проблемы на плечи родителей.

В спор вступает общественность

По убеждению участников обсуждения, только учитель после соответствующих выводов ученых и методистов вправе вынести окончательный вердикт о возможности использования того или иного учебника в школьной практике.
И тогда не возникнет вопроса о сокращении Федерального перечня, о введении двух-трех учебников по каждому предмету, как это предлагают руководители Министерства образования и науки.
По мнению специалистов, это опасное заблуждение, которое способно нанести непоправимый удар по вариативности образования. Ведь если учебник соответствует требованиям стандарта, он имеет право на жизнь. А дальше учитель сам выбирает, что ему больше нравится и что лучше подходит для данного образовательного учреждения или для конкретного коллектива учащихся. Поэтому учебники должны быть хорошими и разными.
По словам Натальи Селивановой, педагогов волнует не количество учебников, а их качество, и намерение установить искусственные ограничения сверху зачастую продиктовано политическими мотивами (один учебник – одно мнение, один взгляд на историю) или экономическими причинами. Однако любое решение в образовании должно приниматься прежде всего с точки зрения педагогической целесообразности.
Директор столичной школы № 109 заслуженный учитель РФ Евгений Ямбург напомнил коллегам о том, что кроме учебников есть еще Интернет, поэтому даже в самом худшем варианте – при введении одного безальтернативного учебника – глобальная Сеть поможет компенсировать издержки вредных административных решений.
Правда, этот аргумент показался недостаточно убедительным участникам заседания, по мнению которых Интернет не может стать спасением от всех бед.
Подводя итоги «круглого стола», его участники пришли к выводу, что школьный учебник сегодня становится точкой пересечения самых разных проблем – от содержания образования до политических интересов.
И эффективное решение всех спорных вопросов и конфликтов невозможно без участия общественности.
Олег Смолин призвал к активной лоббистской кампании в поддержку образования, а журналист Виктория Молодцова предложила организовать общественный комитет, который бы противостоял опасным реформам в сфере образования:
В состав комитета должны войти неподкупные, бескомпромиссные люди.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru