Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №32/2004

Первая тетрадь. Политика образования

КРУГИ ИСТОРИИ 
 

Сражения, полководцы, фронт и тыл...

Количество часов на изучение Отечественной войны продолжает сокращаться

Историки и методисты вынуждены искать новые подходы к освещению Великой Отечественной войны в школьных учебниках. Главным образом потому, что количество часов, отведенных в программе на ее изучение, сократилось с 17 часов в 1985 году до 5 часов в 2003 году.

Чем гордятся авторы школьных учебников, когда речь заходит об освещении событий 1941–1945 годов? Во-первых, тем, что за минувшее десятилетие удалось не пропустить для изучения в курсе школьной истории сомнительных концепций войны, выдвинутых публицистами. Среди этих концепций – попытка возложить вину за развязывание Второй мировой войны на СССР и Сталина лично; стремление – вслед за западными историками – преуменьшить вклад Советского Союза в победу над гитлеровской коалицией и преувеличить роль второго фронта.
Во-вторых, авторы учебников новейшей истории довольны тем, что им удалось хотя бы «втиснуть» в пять часов все решающие сражения Великой Отечественной. Это дало им возможность более или менее внятно рассказать школьникам о ходе войны.
В-третьих, историки гордятся, что Великая Отечественная теперь подается в контексте Второй мировой войны. Прежде про такой подход в школе и не слыхали: советские школьники заканчивали обучение в полной уверенности, что война велась только на территории СССР, а союзники занимались главным образом враньем – например, что откроют второй фронт.
Что тревожит авторов учебников, ответственных за параграфы «Великая Отечественная война»? Главное – сокращение часов на этот материал. Сегодня по истории Великой Отечественной можно провести хотя бы 5–7 уроков, в будущем – от силы 2–3 часа.
Что будет втиснуто в 2–3 часа? Скорее всего учителю придется вскользь упомянуть даты важнейших сражений, поименовать выдающихся полководцев, коротенько рассказать про фронт и тыл, про героизм, про партизанское движение, про Нюрнбергский процесс – и на том закруглиться.
Беда в том, что у современного школьника по поводу событий 1941–1945 годов собственного мнения может и не оказаться. Ведь Великая Отечественная война для большинства подростков – уже не живая память (какой она была для их родителей), а часть давнего, почти неправдоподобного прошлого.
Одним словом, ВОВ. Или приключившаяся в ХХ веке Четырехлетняя война...


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru