Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №30/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
ПЛЮС-МИНУС ТВ 

Александр АВДЕЕНКО

Чарли Чаплин без котелка и тросточки

Шедевры кино на канале “Культура”

Браниться всегда проще, чем хвалить. И слова колючие сразу находятся, и чувствуешь себя выше и умнее предмета или объекта твоего негодования. Будто вырастаешь в собственных глазах. Особенно это относится к телевизионной критике. Перелистайте с десяток газет, где традиционно появляются телеобозрения прошедших передач, и вы наглядно убедитесь, сколько яда и сарказма таят в себе оценки только что увиденного.
Надо сказать, что в этом смысле телевизионные зрелища – благодатное пространство для критики. И притом неуязвимое. Ибо сколько ни ругай ту или иную программу, ту или иную тенденцию, сколько ни возмущайся – за кого же тебя держат, общая картинка не изменится. Телевизионные стратеги и тактики лучше тебя знают, что тебе надо. Ну, допустим, не тебе лично, а тому среднему зрителю, на кого ориентируется телевизионный прайм-тайм. Так что если не хочешь быть средним, думай собственными мозгами и не поддавайся течению телевизионных волн.
Есть еще один способ не поддаться чьей-то усредненной оценке. Для этого всего-навсего надо переключиться на пятый канал. Там уж ты никогда не ощутишь себя средним зрителем. Может, чего-то не поймешь, может, что-то тебя не увлечет, но если захочешь и выделишь в своем личном телевизионном времени какую-то часть на знакомство с неосвоенным еще телевизионным пространством, не прогадаешь ни в большом, ни в малом.
На прошедшей неделе канал “Культура” отмечал 115-летие со дня рождения Чарли Чаплина – великого человека кино, который пролагал его пути практически с самого начала. Кто не знает человека в котелке и с тросточкой, шагающего семенящей походкой, попадающего в уморительно нелепые ситуации, вызывающие смех до колик?! Есть два памятника ему – один в Лондоне, где он родился, другой – в Швейцарии, где упокоено его тело. И оба они изображают комика всех времен и народов как раз в таком виде – в котелке и с тросточкой. Таким, каким он больше всего запомнился. Но ведь он прожил огромную жизнь и в последних работах далеко ушел от своего первоначального образа. Тот образ родился, как в праисторические времена, в эпоху пракино, когда все начиналось с чистого листа, точнее, с чистого кадра. Когда каждое движение не только продумывалось, но и придумывалось, когда совершались великие открытия, до сих пор используемые кино. Но Чаплин был не просто потрясающим выдумщиком, он отдал экрану душу своего героя, маленького человека, бедолаги и неудачника, но человека с большим сердцем, умеющего сострадать и вызывающего очищающее сострадание. Смех на фильмах Чаплина доводил до слез, но до слез доводили и простые, самые обычные переживания его героя.
Устроив ретроспективу фильмов Чаплина, канал “Культура” предварял каждый показ коротким документальным фильмом, в которых слово было дано виднейшим режиссерам современности, разных поколений и разных творческих манер. И они говорили о Чаплине не только как о своем духовном учителе, но и как о живом классике, мимо опыта которого пройти невозможно. Так, знаменитый ныне Кустурица, лауреат самых престижных мировых фестивалей, сказал, что его кино вышло из “Цирка” Чаплина. Сам “Цирк” был показан в ретроспективе, как и “Золотая лихорадка”, “Огни большого города”, “Месье Верду”, “Графиня из Гонконга”. Какой же это замечательный урок кино! Раньше его можно было получить только во ВГИКе. Одна моя коллега вспоминала, какими словами предварила в свое время показ фильмов Чаплина руководительница их семинара. “Какие вы счастливые, – сказала она, – вы увидите это впервые”.
Тут роль телевидения в эстетическом воспитании и просвещении тех, кому это интересно и важно, переоценить невозможно. Ну скажите, где сегодня на просторах нашей страны это можно увидеть в кинотеатрах? Как и многое другое. Да, конечно, продвинутые владельцы видеомагнитофонов могут приобрести это все в больших магазинах или по каталогам. Но, положа руку на сердце, взгрустнем: разве это смотрит у себя дома продвинутый видеомагнитофонщик? И если у уникального показа было не так много зрителей, как у привычных рейтинговых программ, то все же они были. Им не отказали в праве чувствовать себя причастными к шедеврам мировой культуры, как часто отказывают на других каналах, считая, что массовому зрителю это неинтересно и не по зубам.
А канал “Культура”, высоко подняв планку, не собирается ее опускать. Свидетельством тому новый цикл, программа уже уходящей недели – Дни итальянской культуры. И здесь тоже не обошли вниманием киношедевры самых именитых итальянских мастеров. Подумать только, день за днем, подряд – “Джульетта и духи” Феллини, “Идентификация женщины” Антониони, “Царь Эдип” Пазолини, “Невинный” Висконти. Какие имена, какие вехи кино! А параллельно им на других каналах продолжают свои расследования “менты”, “мочат” друг друга герои других новых сериалов, влюбляются, сходятся и расходятся наши милые современники. Что ж, все бывает в жизни.
Только в первый раз бывают Феллини и Пазолини, Висконти и Антониони. И правда, можно позавидовать тем, у кого это случилось сейчас и благодаря телевидению. Честь и хвала тем, кто все это придумал и осуществил.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru