Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

РЕЖИССУРА УРОКА 
КОММЕНТАРИИ К УРОКУ 

Добротный урок позволяет детям выйти за привычные рамки обыденных ролей и стать ситуационно выше себя, умнее, сообразительней. Так же и мы, взрослые, в определенных ситуациях становимся на голову выше самих себя. И точно так же, как наши ученики, в одних ситуациях блещем мудростью, в других – попадаем впросак. В одних – проявляем чудеса прозорливости, в других – становимся подслеповаты. А то и вовсе слепнем и глохнем. Ну так что ж теперь? Делать вид, что все нормально? Или, наоборот, впадать в уныние?
Учителю важно уметь ошибаться. А это значит не зацикливаться на своих неудачах и в то же время не маскировать их. А что делать? Признавать. Признавать свои ошибки – для того чтобы идти вперед. И это, пожалуй, чуть ли не самое главное качество и “блестящих учителей”, и “прекрасных учеников”.
Наши сегодняшние авторы – не просто учительницы. Они еще и ученицы: Маргарита Дуплова делает первые шаги в социоигровой стилистике, а Наташа Жеребилова учится в аспирантуре. Кстати, ее научный руководитель – Вячеслав Букатов. Так что пусть вас не смущает, что в своих репликах по поводу первых Наташиных впечатлений от работы в пятых классах мы позволяем себе не только говорить ей “ты”, но и высказывать довольно нелицеприятные вещи. Позволяем, потому что верим в Наташину заинтересованность в деле. Наташа, в свою очередь, тоже, видимо, доверяет Маргарите Дупловой, раз не боится “резать правду-матку”, комментируя ее урок в третьем классе.
Мария ГАНЬКИНА,
Вячеслав БУКАТОВ

Рисунок Н.Кустова к “Рассказам для маленьких” К.Д.Ушинского, ДЕТГИЗ, 1947

Рисунок Н.Кустова к “Рассказам для маленьких” К.Д.Ушинского, ДЕТГИЗ, 1947
Наталья ЖЕРЕБИЛОВА,
педагог дополнительного образования,
аспирантка 3-го года обучения

Восторги и придирки

На придирки, чур, не обижаться!

Ох и лакома же возможность познакомиться с опытом коллеги! Иногда не совсем позитивный интерес возникает: “Ну-ка, ну-ка, посмотрим, чего там коллеги наколбасили…”. Но когда дело касается учеников “не своего” возраста, то любопытство к опыту коллег, мне кажется, более здоровое и, как бы это выразиться, более профессиональное.
Текст об уроке чтения в 3 классе попал мне в руки в виде письма в конверте, то есть в авторском виде: повезло.

Уважаемая коллега! Послушайте, как же вы, наверное, выросли (по сравнению с большинством моих знакомых педагогов) профессионально, коли на открытый урок решились вынести социоигровую методику, да еще с подходом “будь что будет”! Ох, вот чего мне еще не хватает в наблюдениях, так это безоговорочного доверия взрослого к ребенку, к группе детей. За это вам спасибо отдельное.

Запнулась я о кусочек в вашем тексте. Интересно, почему вы “растерялись”, когда одна из групп сказала, что без их конца сказка получилась бы? И почему “вздохнули с облегчением”, когда другая группа отметила, что получилась бы “сказка без окончания”? Не потому ли, что детишки дали “правильный” ответ?
Я, собственно, вот о чем. Из текста вашего создается впечатление, будто на вопрос о частях сказки есть определенный ответ, и он есть у вас, и вы хотите, чтобы дети его угадали. Могу предположить возмущение любого учителя литературы после смелого ответа детей: “Как, мол, так – сказка без конца?! Такого быть не может! А мораль?!”
Копалась, копалась я в вашем тексте, а ведь там я так и не нашла хотя бы несколько словечек о том, как вас дети убеждали в целесообразности и полноценности короткой сказки. Или детская инициатива была подавлена на корню? Это было бы обидно.
Еще цитата из вашего текста: “У остальных групп ответы были, как я и предполагала”. Дорогая коллега, а вдруг ребятишки раскусили свою учительницу и стали “играть в поддавки”, а?

Очень мне понравилось, что отсылаете ребят к толковому словарю. Однако и тут постигло маленькое разочарование: отсылаете когда – сразу на уроке или после урока? И куда – к книжному шкафу класса или в школьную библиотеку? Или дома словари должны быть у каждого?

А считалка – просто блеск! Мои первоклассники тоже вспоминали: “Мотоцикл, цикл, цикл, все дороги перецикал…”. Дальше было совсем шепотом, и, по-моему, считалка ребятам просто не запомнилась. Но нам с вами в этом случае, кажется, повезло, потому что дети тоже хорошо разбираются в том, про что взрослым нравятся считалки, а про что – нет.
Да что про мотоцикл, что про “козявочки козлиные” – не вполне “культурные” варианты детского фольклора, правда? Но именно они показывают, что детям вполне комфортно рядом с педагогом.

Очень яркий (хоть и не такой подробный, как хотелось бы прочитать) получился у вас рассказ о постановках с разными характеристиками старухи. Но пусть и в вашем классе свои секретики будут.
А вот ответы на вопрос: “Чему учит сказка?” – в качестве итога урока меня смутили. Очень даже любопытно, о чем говорила сказка вашим детям: об алчности, о жадности, об обмане, простодушии, глупости, хитрости, справедливости? О чем? Кажется невероятным, что каждому ребенку из класса сказка скажет об одном и том же.
А предполагаемая фраза учителя: “Итак, дети, подведя итог, мы заключили, что сказка учит доброте, честности и щедрости” – кажется формальной и по меньшей мере нечестной по отношению к детям и сказке.

…Да что вы на придирки мои внимание обращаете! Вон ребятишки ваши даже на перемену не спешат. Облепили, наверное, вас, смеются, сценки вспоминают… И коллеги вам завидуют. Так что молодцом!


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru