Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №28/2004

Первая тетрадь. Политика образования

СЕЛЬСКАЯ ШКОЛА 
 

Евгения СОКОЛОВА

Без надежды на “авось”

Если вы спросите сельского учителя, в чем больше всего нуждается его школа, он будет перечислять долго, поскольку нужно все. Но жаловаться и плакать – непродуктивно, гораздо продуктивнее искать выход, находить людей, деньги. Самый распространенный путь спасения сейчас – дать ребятам навыки практического ведения хозяйства с тем, чтобы школа зарабатывала живые деньги. Или учить мальчишек шоферскому ремеслу, как это делает Владимир Анатольевич Симушин, заместитель директора по трудовому обучению школы села Небылое Владимирской области, который разработал авторскую программу по шоферскому делу начиная с 8 класса. Водитель на селе – человек важный. Но, чтобы его подготовить, сколько опять всего требуется! Вот и становится сельский педагог «менеджером» образовательного проекта, ищет связи с внешним миром – хотя бы с соседним фермерским хозяйством.

Все видят по телевизору, как хлеб с поля убирают. Красиво так: комбайны, машины. Для романтики еще пустят хронику тридцатых годов: девушек с серпами в стиле художника Венецианова. На деле оно все проще, без цветовых и спецэффектов. Гаечные ключи, чумазые рожицы, руки по локоть в отработанном машинном масле. Но ведь профессия, водительские права на легковушку, грузовик, трактор. Да только за два года сельского шофера не приготовишь. Ему не на блюдечке с голубой каемочкой технику из автосервиса привозят, а самому приходится и мотор перебрать, и клапаны отрегулировать, а для этого устройство автомобиля нужно знать досконально. Первый год изучают мальчишки устройство сельхозмашин, второй – основы агрономического дела. А уж потом переходят к профессиональному вождению.
– У меня все на права с первого раза сдают, – хвастается Симушин.
– Неужто так и все? – ахаю я, прокручивая в голове долгие мытарства в автошколе свой дочери.
У школьной автобратии свой профессиональный жаргон, свои технические проблемы. ГСМ, например, – горючесмазочные материалы. Где их брать? Весь этот год только одно хозяйство из семи, дети которых ходят в Небыловскую школу, находило возможность подкинуть школе пару-другую канистр бензина. Председатель СПК «Шихобалово» Анатолий Александрович Свиненков понимает, что последние три года к нему на производство приходят трактористы только со «школьными» правами, выпускники Небыловской средней, а значит, в нее надо вкладывать ресурсы. СПК «Небыловскому», на территории которого находится школа, тоже водители нужны. Они на школу надеются, но денег в обучение ребят вложить не могут.
– Где же это видано, – волнуется Владимир Анатольевич, – чтобы купить один литр бензина, нужно надоить и продать два литра молока! Нашим хозяйствам в жизнь с колен не подняться при таком грабительском раскладе. Куда там детей учить шоферскому делу! По правилам подготовки водителей ученик должен отработать 50 часов за рулем автомобиля. Это 250 литров бензина, две тысячи рублей, у родителей на селе таких денег нет. Здесь средняя зарплата чуть выше прожиточного минимума. Так вот ходит сельская школа и кланяется.
А обед в школе стоит пять рублей. Вкусный суп с мясом, поджаристая картошечка с сосиской, сладкий чай. На выживание не похоже. Почему так дешево? Да потому, что каждой весной школьные ученические бригады сажают 2 гектара картофеля. Ухаживают за садом и огородом, а это тоже два гектара – весь урожай идет в школьную столовую.
Есть еще у ребят десять гектаров школьного поля под зерновые. Раньше было двадцать, половину пришлось отдать: и ребят в школе меньше стало, и техники. Сейчас школьный автопарк насчитывает четыре трактора и три автомобиля. А вот своего зерноуборочного комбайна нет. Как зерно нальется восковой спелостью, идут с поклоном в «Шихобалово» просить два «Дона». В этом году собрали по 20 центнеров с гектара. Это чистого веса, не бункерного. И уже продали на 15 тысяч рублей. Карты для географа, художественную литературу в библиотеку, учебники – все купили из этих денег.
– На днях собираюсь в Ивановскую область. Говорят, там мельница такая есть. Привезешь хорошее зерно – сразу берут и деньгами расплачиваются, – задумчиво произносит Симушин.
Коллега Симушина, Юрий Геннадиевич Ваняткин, может сделать все, что катится по земле. В армии он чинил «катюши», вернулся, работал в МТС токарем, в школу переманили друзья. Потерял в зарплате по тем временам почти половину, но был доволен: вокруг ребятня, а с ними «твори, выдумывай, пробуй!». Сейчас в теплом гараже стоит новенькая супермашина: и пахать горазда, и сеять, и косить, и в полиэтиленовые мешочки укладывать. Из ГАИ приезжали, поцокали языками, позверствовали и... выдали номерной знак. Авторские права Ваняткин оформлять не стал – хлопотно, а при его стаже в 53 года хлопотно в квадрате. Сокрушается: мальчишки другими стали. Раньше к школьной технике бежали во всю прыть, а теперь идут вразвалочку.
Симушин с Ваняткиным не соглашается, завязывается спор, к которому с интересом прислушиваются инструкторы по автоделу, их в школе четверо. А я считаю: инструкторы, Симушин с Ваняткиным – уже шесть. Еще молодой преподаватель информатики, еще директор школы Евгений Геннадиевич Лоханов, заслуженный учитель, уважаемый на селе человек, – это восемь. Старшеклассники-парни из школьной думы, молчаливые и основательные, это плюс еще четверо. Получается уже двенадцать. Сельская школа без таких мужчин, что дом без хорошего хозяина: фундамент поведет, крыша покосится. Можно сказать: повезло тем родителям, дети которых учатся в Небыловской, вытянули они когда-то счастливый билет. Можно задуматься: какая судьба ждет сельскую школу с нулевым финансированием, если СПК «Шихобалово» перестанет давать бензин. Что сделается со школьным садом-огородом, полем зерновых, сколько станут стоить обеды в школьной столовой? Можно надеяться на авось. Но кажется, эта надежда не для небыловских учителей и ребят.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru