Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №27/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ШКОЛА ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Колонка редактора

Несколько лет назад в дни приема в первый класс мама будущей ученицы попросила разрешения прийти на мой урок с третьеклассниками.
– Да пожалуйста. У нас все уроки открытые. Только сейчас – диктант. Что вы там увидите?
– Это не имеет значения. Для меня важно понять, как вы разговариваете с детьми.
Немая сцена. Я первый раз видела человека, который точно знал, что хочет увидеть в классе.
Но я не про запись в первый класс, а про открытые уроки.
Опыт у меня в этой области довольно большой и безрадостный. Никогда не могла понять: люди, приезжающие в школу с другого конца города (или даже страны), – они что хотят увидеть?

Непричесанный и не отрепетированный заранее урок. Последние ряды заняты “зрителями”. Не все идет гладко, со стороны кажется, что урок пробуксовывает: группы долго договариваются, спорят со мной, приходится на ходу перепланировать занятие. И вдруг – прорвались, поймали кураж, в классе рабочий шум... А на лицах взрослых недоумение. Иногда возмущение: и это открытый урок?
Если вы проделываете такие штуки перед почтеннейшей публикой в известной авторской школе, негодование бывает сдержанным. А если в обычной, да еще перед представителями районного методобъединения, – тут уж жди аутодафе.
Извините, господа. Но даже ради вас я не буду ломать комедию (“Весь вечер на арене… с группой дрессированных школьников!!!”). Прежде всего перед детьми было бы совестно.
К сожалению, исторически сложилось, что открытый урок должен представлять собой шоу. А посторонние взрослые в классе почему-то чаще всего напоминают туристов от педагогики. В том числе и по массовости: редкая школа сейчас не приглашает к себе коллег на семинар или конференцию.
– Посмотрите направо, посмотрите налево, а здесь у нас… а десять лет назад мы…
– Что вы говорите? Как мило! А тут у вас что?
– Спальня! кружок! класс! столовая… (убейте меня, но я не понимаю, на что можно смотреть в пустом классе).
На уроке же – почти физически ощутимая стена между благосклонными и чуть пресыщенными зрителями и старательными актерами. Урок под завязку набит сменяющими друг друга репризами, учитель говорит специальным праздничным тоном, ученики громкими голосами декламируют ответы.
Даже очень хорошие учителя, понимающие, что результат их работы не в том, насколько хорошо вызубрены и громко прочитаны огромные куски чужого текста, демонстрируют именно это. Так принято.
Наверное, поэтому мы с коллегами решили не предупреждать заранее школы, куда заезжает наш первосентябрьский автобус. Попадаешь на урок такой, как он есть. И всегда это оказывается интересно. Потому что нет ничего более увлекательного, завораживающего, чем процесс работы. Когда нечто создается, рождается на твоих глазах.

Начиная писать этот текст, я достала блокноты прошлых лет. В одном из них – унылая запись, сделанная во время открытого урока, на котором пришлось присутствовать: “…это похоже на чучело урока: перышки приглажены, почищены, стеклянные глазки блестят. Почти как настоящие. Даже лучше…”

Елена КУЦЕНКО

Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Содержание этого номера

Рейтинг@Mail.ru