Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №25/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ МАРАФОН 
 

Сергей КАМЕНСКИЙ

День учителя русского языка

Русский язык – самый консервативный предмет в школе. Но каждый педагог-русист понимает, что курс русского языка нуждается в постоянном осторожном обновлении, потому что постоянно изменяется сам язык. И без новых подходов увлечь детей уроками русского языка не удастся. А без любви, без глубокого знания родного языка невозможно воспитать по-настоящему культурного человека, гражданина и патриота.
Круглый стол “Обновление содержания образования по русскому языку” (ведущие – Валентина Капинос и Ольга Зайцева) вскрыл немало проблем и наметил практические шаги по пути такого обновления. Нельзя сводить обучение русскому языку только к натаскиванию на правописание в ожидании экзаменов. Интерес ребят к предмету, а следовательно, и грамотность тут же падают. “Мы преподаем родной язык, значит, должны развивать родную речь, понимание эстетики и этики языка. Вводить систему речеведческих понятий, – сказала Валентина Капинос. – Формировать не только лингвистическую и языковую, но и коммуникативную компетенцию ученика. Учить гибкому, целесообразному владению речью, которое включает в себя и умение слушать”. На этом “круглом столе” прозвучала и парадоксальная на первый взгляд мысль, что именно воспитанием умения слушать удастся укрепить дисциплину в классе.
Лекция Игоря Шаронова “Варианты норм в русском языке” была посвящена сугубо теоретической, лингвистической проблеме вариативности и нормативности и одновременно вела к практическим выводам. В каких-то случаях педагогу стоит настойчиво поправлять речь ребенка, возвращая ее к норме, в других – не дергать ребенка, не поправлять и не настаивать на своем, а постараться принять пусть и не очень привычные варианты его речи, соответствующие новой складывающейся норме. Как же различать эти случаи? Те, кому повезло прослушать лекцию Игоря Шаронова, теперь все про это знают.
День учителя русского языка включал в себя целый комплекс мастер-классов, на которых ведущие открывали копилку своего опыта: “Зачем нужен анализ текста на уроке русского языка?” (Евгения Антонова), “Новое содержание предмета – новый тип урока. Организация учебной деятельности на уроке русского языка” (Валентина Дибобес), “Приемы редактирования текста и работа над ошибками школьного сочинения” (Надежда Шапиро).
Что такое “дырчатый диктант”? Оказывается, под таким забавным названием скрывается полезнейший методический прием, которым поделилась с марафонцами Дибобес. Если в диктанте ученик затрудняется с написанием, он оставляет пробел, “дырку” в слове и все равно получает хорошую оценку. Почему? Дибобес объяснила и это: «Когда на экзаменах разрешили пользоваться словарем, количество ошибок не уменьшилось. Дети просто не знали, что проверять. А дырчатое письмо – активный вариант приема “вставь пропущенную букву”. И если в упражнениях на пропущенную букву работу за ученика проделали авторы учебника, то в нашем случае ребенок учится сам осознавать свои сомнения и справляться с ними».
Валентина Левонтина и Борис Иомдин, соединив лекцию с интерактивным занятием, представили участникам “Новый объяснительный словарь синонимов”. Масштабный новаторский труд вызвал огромный интерес педагогов. Занятие завершилось дружными аплодисментами. Где найти этот словарь? В издательстве “Языки славянской культуры”.
Аплодисменты достались и Григорию Крейдлину. Его лекция “Русский язык и русский язык жестов” познакомила педагогов с молодой наукой – невербальной семиотикой. Язык жестов, язык глаз, язык касаний. Коммуникативное пространство человека непосредственно связано с языком как таковым и позволяет по-новому взглянуть на преподавание русского языка и на коммуникацию в классе.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru