Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №23/2004

Третья тетрадь. Детный мир

РОДИТЕЛЬСКАЯ ГАЗЕТА 
РОДИТЕЛЬСКИЕ УРОКИ 

Анатолий БЕРШТЕЙН

“Дочки-матери” наоборот

Посвящая свою жизнь детям, взрослые часто забывают, что вокруг целый мир

Сын принес арбуз. У меня были гости. Он отрезал первый, большой, с сахаристой мякотью кусок и положил мне на тарелку. “Лучшее – детям!” – сказал он. Все рассмеялись.
Еще недавно я сам повторял этот девиз, подкладывая Шурику самые вкусные или последние куски еды за столом. И вот – сам в роли ребенка. Не скрою, приятная роль. Но еще более приятна роль взрослого, “родителя” в исполнении Шурика.
Это свойство детей превращаться в родителей, таким образом проявляя заботу и собственную значимость, а родителей – с радостью подыгрывать им в этом, я заметил давно. Лично мне уже, наверное, лет пять никто из детей не дает нести из магазина сумки, даже с граммовой поклажей. Если Шурик в доме или даже кто-то из близких бывших учеников, мне не нужно ни нагибаться, чтобы что-то достать, ни вообще утруждать себя физически. И мне это нравится, точнее, я привык. Но если задуматься, то у этой привилегии есть и своя оборотная сторона.
Я читал где-то, что в немецких концентрационных лагерях разрабатывалась специальная психологическая методика по подавлению воли заключенных. И в частности, в нее входила следующая процедура: после работы, перед тем как войти в барак, у всех проверяли – чисто ли вымыты руки, при этом заставляя их показывать проверяющим – ладошками вверх-вниз. Так взрослых людей специально низводили до положения маленьких детей, чтобы они чувствовали себя совершенно инфантильными, зависимыми и полностью, как и положено детям, подчинялись лагерным порядкам.
Если всерьез заигрываться в “дочки-матери”, только наоборот, в “матери-дочки”, устанавливается некая ненормальная зависимость взрослых, еще вполне самостоятельных людей от своих детей. Тем самым взрослые привязывают себя к детям, а детей к себе. Притом уже не понарошку, а взаправду. Когда без них, без своих детей, ты как бы и шагу ступить не можешь. И они привыкают к тому, что ты в них нуждаешься, как в нитроглицерине при стенокардии. И болезненно ощущают свой долг – постоянно присутствовать в нашей жизни; боятся не выполнить вовремя своих “родительских” по отношению к нам обязанностей. Именно боятся.
Так постепенно, как будто ненавязчиво, в игровой манере между нами и ими поселяется страх. Страх неполноценности у нас, страх ответственности у них. У нас и у них появляются несвойственные возрасту комплексы, отношения становятся ненормальными, взвинченными.
Мы порой считаем, что полжизни живем для них, а потом остаток нашей жизни они живут для нас. Так как будто справедливо.
Но увы, они не в состоянии выполнить свою часть одностороннего договора, а мы, посвящая почти всю жизнь им, забываем, что вокруг нас целый мир, а они большая часть этого мира, но не целое.
Недавно одна моя знакомая, вдруг в одночасье как-то постаревшая душой, призналась, что смысл ее существования исчерпан: дети, которых она воспитывала одна, стали взрослыми, благополучно наладили свою жизнь и покинули ее. С одной стороны, произошло то, о чем она мечтала, более того – что считала свои долгом: вырастить детей и поставить их на ноги. С другой – теперь все осуществилось, и ее жизнь вдруг стала пустой, потеряла смысл. Как будто закончился кислородный запас.
Но всегда надо иметь под рукой дополнительный.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru