Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

КУЛЬТУРНАЯ ГАЗЕТА 
КОНТРАМАРКА В ПЕРВЫЙ РЯД 

Нынешняя “Золотая маска” доказывает скупость прошлого сезона по отношению к театру кукол, что вряд ли справедливо. Список номинантов в этом году беден, как никогда. Два спектакля (“Приключения незадачливого дракона” в Кукольном театре сказки и “Сон Фавна” в “Кукольном доме”), две замечательные актрисы (соответственно Эмилия Куликова и Элина Агеева). Ни режиссера, ни художника… Интриги почти нет, особенно если жюри решит поделить две премии между двумя театрами.

 

 

Алексей ГОНЧАРЕНКО

А дракончик любит морковку

Куклы, интересные детям и родителям

Галатея. "Сон Фавна"

Галатея. "Сон Фавна"

Интригу не предположил и экспертный совет, оказавшийся в своем выборе на редкость консервативным. Его не удовлетворили ни интересные соображения Валерия Шадского на темы Гоголя и Нины Садур (“Брат Чичиков” в Рязани), ни неожиданное новаторство Александра Борока, поселившего Гамлета в обычную русскую деревню (“Деревня” в Екатеринбурге). Театры Александра Максимычева и Игоря Игнаньева конкурировали два года назад, и снова их приглашают к барьеру.
Интересно, что оба они из Санкт-Петербурга и оба спектакля идут на камерных сценах. К слову, нельзя не отметить, что, чем больше нынче кукольный театр, тем сложнее ему жить, а может быть, даже и выживать. На этом сходство заканчивается. Театр сказки представляет спектакль для детей, “Кукольный дом” – для взрослых.
Собственно говоря, ничего нового номинанты не продемонстрировали. “Кукольный дом”, как всегда, виртуозен, Игнатьевы, как обычно, изобретательны, и это немного досадно, как всякое оправданное в театре ожидание.
Элина Агеева и недавно присоединившийся к ней Борис Макаров мастерски владеют сложной марионеткой, что уже не раз отмечалось в прессе. В последнем спектакле режиссера Александра Максимчева и художника Татьяны Мельниковой “Сон Фавна” они играют археологов, которые, снимая слой за слоем исторический грунт, обнаруживают как самого Фавна, заявленного в названии, так и остальных персонажей погибшей античности – Галатею, Дриаду и других.
Археологическая поэма – жанр непростой и ко многому обязывающий как всякий самостоятельно придуманный. Ученые-историки, вооружившись лопатами, не по своей воле кому-то дарят жизнь, а кому-то приносят смерть – хрупкость или плотность находки непредсказуемы.
Помимо брутальных кентавров и куртуазного амура в жарких песках обнаруживается разрушенный Полифем – отдельные части одной куклы разделены в пространстве – и укрощенные критские быки, чьи рога превращаются в арфу. Безмолвные “находки” подчиняются пряной музыке Ильи Рогалева, в которой, словно в колодках, их ножкам на ниточках иногда становится тесно и неудобно.
Фавну снятся по большей части эротические сны. Но, как известно, Эрос и Танатос не терпят долгой разлуки, особенно в поэтическом произведении, так похожем на балет. А последняя находка археологов несоблазнительна и по-своему ужасна – это хорошо сохранившийся человеческий скелет. Рядом с куклами он кажется подлинным. И если прошлогоднюю “Спящую красавицу” сцена смерти делила на две части, становясь кульминационной, то теперь тема небытия, оставаясь ведущей, сосредоточена в финале.
Под смеющейся маской затейника Фавна обнаруживаются обыкновенные пустые небожественные глазницы.
    “Приключения незадачливого дракона” – на удивление милый и добротный спектакль. Такие произведения одинаково умиляют и детей, и их родителей. Постоянные зрители “Маски” вспомнят “Щелкунчика и мышиного короля” тех же Игоря и Анны Игнатьевых, ставшего победителем два года назад.
Такого театра, какой они тогда явили, больше не делают. Большая сцена, несколько смен декораций, уважительное отношение к тексту, актеры играют наравне с куклами разных типов. Маленькая комнатка Мари за секунду заполняла собой всю сцену, каким-то невероятным образом оживали игрушки и тени – в том спектакле его создателям удалось найти тот редкий подлинно гофмановский дух.
    Ива Пержинова – отнюдь не Гофман; ее пьеса – как ни крути – пустячок. Старый Чародей убеждает маленького дракона Габанека, что ему уже пришла пора съесть какую-нибудь принцессу, то есть надо становиться взрослым. Но хищное чудовище, а на самом деле ужасно милый дракончик, обожающий морковку (она у него даже на салфетке вышита), никак не может на это решиться – уж больно принцесса мила и хороша.
В таинственном кабинете Чародея вдруг откроется цветной занавес, и зрители увидят крошечную комнату: там королевский дворец – прелестный и столь любимый кукольниками прием театра в театре. И чтобы заставить дракончика съесть несчастную девушку, его воспитатель вынужден идти на разные коварства: то изуродует ее, то сделает злой-презлой, чтобы в очередной раз ее не пожалели. Но она, как и положено в сказке, останется жива и даже выйдет замуж за смышленого поваренка Йозика.
Умрет сам Чародей, в его 300 с небольшим волноваться вредно. На его груди одно за другим лопаются волшебные обручи, и вот уже необыкновенная летучая мышь покидает комнату…
    Эмилия Куликова в роли дракона в меру сентиментальна и с неожиданной достоверностью играет в своем обаятельном сказочном герое ребенка. Маленькие крылышки, длинные ресницы, доверчивые интонации, некоторая неловкость – такого Габанека нельзя не полюбить, даже если он непослушен и обожает морковку, от которой дракончики хуже слышат. Спрятанная в “черном кабинете” актриса наделяет куклу точностью реакций и чувствительным сердцем. А это и есть то редкое, подзабытое сегодня профессиональное мастерство кукольников, большинство из которых стесняются того, что они не актеры, а кукловоды.


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru