Главная страница ИД «Первого сентября»Главная страница газеты «Первое сентября»Содержание №22/2004

Вторая тетрадь. Школьное дело

МАСТЕРСКАЯ ИНИЦИАТИВЫ 
 

Анатолий ВИТКОВСКИЙ

Форс-мажор для будущих лидеров

Вместе с профильным обучением в школу приходят современные образовательные технологии. Об этом свидетельствует опыт экспериментальной работы по внедрению профильного обучения в школах Тольятти

Что такое выбор профиля? Это возможность, может быть, впервые задуматься над вопросом: что я собой представляю сейчас, кем могу стать в будущем и что мне нужно сделать, чтобы реализоваться в профессии? Ответ на такой вопрос едва ли отыщешь, размышляя у доски или читая учебник. Найти его можно только через пробу своих сил в настоящем деле. А значит, нужны практико-ориентированные формы образования.
К счастью, в Тольятти есть учебные центры, уже давно применяющие нестандартные способы обучения. Прежде всего это Центр «Эрудит» и Тольяттинская академия управления (ТАУ). Специалисты «Эрудита» имеют большой опыт работы с одаренными детьми, в том числе в форме тренингов. ТАУ уже 10 лет проводит вступительные экзамены в виде имитационных игр и даже организует конкурс по имитационным играм среди школьников города.
Игра начинается с того, что каждый участник пытается предугадать свою роль в предстоящем событии, отвечая на вопросы анкеты: «Как вы думаете, кем вы будете: организатором, руководителем, генератором идей или реализатором чужих идей?». «Что вам нравится делать – руководить, организовывать, работать с документами, общаться с людьми?..» Затем участники игры делятся на команды, создают свои фирмы и начинают проводить друг с другом различные финансовые операции. Сведения о каждой сделке записываются на специальных бланках, чтобы данные можно было сразу же занести в компьютер. Электронная программа обрабатывает информацию, и в результате на большом экране высвечивается рейтинг участников в зависимости от того, какой доход или убыток принесла очередная сделка. Особый акцент делается на непредвиденных, форс-мажорных событиях, которые периодически вносят осложнения в игровой процесс. Например, может произойти так, что товар такой-то фирмы не дойдет до покупателя или продавец «кинет» своего клиента. Эти ситуации нужно уметь предвидеть и вовремя застраховаться от них.
От начала до конца игровое действо очень эмоционально переживается его участниками. Ситуации сменяются одна другой: сначала участники берут кредиты в банке; у кого-то кредит проходит, а у кого-то – нет. Потом ребята торгуют различными товарами. И кто-нибудь обязательно закупит товар на более крупную сумму, чем та, которая лежит на его банковском счете. А у кого-то дела идут неважно, но вот случился форс-мажор, и появляется возможность предъявить иск своему партнеру... Однажды сумма возмещения ущерба оказалась настолько большой, что у компьютера не хватило нулей, чтобы вывести ее на экран, и программа расставила вместо недостающих цифр звездочки, а команда, находившаяся в самом низу рейтинга, стремительно взлетела на первую строчку.
Все поправимо – вот один из уроков, который дает игра детям. Но поправить дела можно, только когда человек предвидит возможные неприятности и заранее страхует свои риски. А на это способен далеко не каждый.
В одной школе сначала играли ребята из сильных классов. И сыграли они, по выражению методиста Центра «Эрудит» Юлии Ильиной, средненько. А затем наступил черед слабых классов. Результат поразил и организаторов, и учителей. Завзятые троечники смогли придумать такие интересные игровые комбинации и провести такие ловкие финансовые операции, до которых не додумались их более успешные по школьным показателям сверстники. Так что отличные оценки отнюдь не самый точный критерий сильного интеллекта, сделали вывод взрослые.
В конце игры – рефлексия. Ребятам, как и в самом начале мероприятия, раздали анкеты. Только вопросы звучали теперь несколько иначе: «Кем вы были в процессе игры? Что понравилось и что не понравилось?»
Ответы поступили самые разные: и положительные, и негативные, даже такие: «Не понял, в чем смысл игры и зачем я сюда пришел». Но это исключение. Преобладает позитив.
«Игра быстро раскрывает, кто есть кто, – говорит директор Центра “Эрудит” Татьяна Любич. – Кто настоящий лидер и может сплотить команду, а кому лучше заниматься заполнением бланков. Всегда находится часть детей, заявивших о желании стать менеджером, но остающихся пассивными и не проявляющих бойцовских качеств во время игры. Эти ребята начинают понимать, что им неприятно жить и активно действовать в ситуации конкурентной борьбы. Другие неожиданно открывают, что им такая жизнь нравится. Ребенок думал, что он не может быть организатором, и вдруг у него обнаруживаются способности лидера, которые до этого момента пребывали в скрытом виде и теперь оказались востребованными». Директор школы № 41 Олег Давыдов указал на то, что игровые технологии не только сильнее мотивируют детей к учебе, но и вовлекают их в процесс организации образования. В общей оценке опыта проведения имитационных игр специалисты Центра «Эрудит» согласны с мнением большинства детей: «Надо играть еще!»


Ваше мнение

Мы будем благодарны, если Вы найдете время высказать свое мнение о данной статье, свое впечатление от нее. Спасибо.

"Первое сентября"



Рейтинг@Mail.ru